скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Киотский протокол - как механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уровне скачать рефераты

Программные объемы выбросов парниковых газов ОАО «Газпром» Там же.

1990

2000

2008

2012

факт

прогноз

Метан, миллиарды кубометров

11,0

10,0

7,8

5,1

Метан в пересчете на диоксид углерода, миллионы тонн

161,7

147,0

114,7

75,0

Диоксид углерода от сжигания топливного газа, миллионы тонн

105,4

84,0

74,0

70,0

Во всех спорах о влиянии выбросов углерода на глобальное потепление климата, об экономической и политической составляющей Киотского протокола нужно помнить о том, какое влияние эти выбросы оказывают на каждого из нас. Всемирная Организация Здравоохранения регулярно сообщает об ухудшении состояния здоровья людей в крупных городах, что связано с загрязнением атмосферы. Кроме того, растет значимость экологического фактора в общем показателе здоровья людей. По мнению группы экспертов, проводивших данное исследование, ратификация Киотского протокола и создание эффективной системы управления выбросами ПГ позволяют дополнительно предотвратить рост выбросов традиционных атмосферных загрязнителей. Сегодня вклад выбросов от сжигания топлива в общий риск здоровью составляет примерно 10-25%. Однако при отсутствии эффективной стратегии регулирования выбросов эта величина может возрасти до 50% и больше.

Человек стал больше болеть, появились новые «экологические» заболевания (например, синдром хронической усталости). Происходит снижение репродуктивной функции у женщин в мегаполисах, что по данным ВОЗ также является следствием ухудшения экологической ситуации. Все это влияет на демографическую ситуацию, на производительность труда, а, следовательно, на экономику.

Если Правительство России сумеет создать действенные национальные механизмы Киотского протокола, он станет хорошим каналом привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновимые источники энергии. При снижении выбросов парниковых газов, например, при переводе электростанций и котельных с угля на газ резко уменьшается загрязнение воздуха, что приводит к снижению заболеваемости легочными заболеваниями, астмой и т.п. Исследования в 6 городах России (Москва, Нижний Новгород, Воронеж и др.) позволили оценить общероссийский эффект от первоочередных мер по снижению выбросов парниковых газов как снижение смертности на 40 тыс. человек в год.

Оценки снижения риска смертности при активном участии России в Киотском протоколе за счет сокращения выбросов веществ, сопутствующих выбросам ПГ «Климатические изменения: взгляд из России» под ред. В.И.Данилова-Данильяна - М.: ТЭИС, 2003.

Снижение риска смертности (случаев/год)

Сокращение выбросов СО2 тыс. тонн в год

Россия, в целом

40 000

600 млн.

Тепловая энергетика России, в целом

10 000

60 млн.

Москва

850

3600

Воронеж

1130

220

Нижний Новгород

277

1700

Великий Новгород

51

1100

Вельск

40

50

Новодвинск

16

1000

Заключение

Проанализировав все вышеизложенное можно выделить следующее:

§ Киотский протокол - пилотный этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата.

§ Киотский протокол к Рамочной конвенции об изменении климата был подписан в 1997 году в бывшей столице Японии - Киото. Он обязывает индустриально развитые страны сократить эмиссию шести парниковых газов на 5,2% по отношению к уровню 1990 года.

§ Договор получил широкое одобрение и был назван важным шагом вперед на пути борьбы с вызовами, которые бросают человечеству глобальные изменения климата. То, что выбросы парниковых газов атмосферу напрямую связаны с глобальным потеплением, пока не доказано, но тому есть масса косвенных подтверждений. Эту связь признает большинство промышленно развитых стран.

§ Участие в Киотском протоколе абсолютно добровольно для каждой страны. Протокол не устанавливает каких-либо ограничений на выбросы ПГ после 2012г. Протокол не предусматривает никаких временных ограничений по принятию обязательств, поскольку он устанавливает бюджеты выбросов только для 2008-2012 гг.

§ Евросоюз - главный инициатор Киотского протокола (31 мая 2002 года Евросоюз ратифицировал протокол). В законодательстве европейских стран были внесены положения об огромных налогах на грязное производство, именно поэтому там был разработан ряд новых экологических технологий, позволяющих до минимума сократить выбросы парниковых газов и вредных примесей. Общий объем затрат ЕС на выполнение обязательств по протоколу оценивается в 130 млрд. долларов. На сегодняшний день Евросоюз лучше всего подготовлен для реализации Киотского протокола.

§ Чтобы данное соглашение превратилось в международный закон, должны были произойти две вещи. Первое: оно должно было получить одобрение в законодательных органах 55 стран. Второе: суммарный выброс CO2 ратифицировавших его стран должен составлять не менее 55% от выбросов стран Приложения 1 РКИК в 1990 г.

§ В свете этих событий ратификация Протокола Россией была чрезвычайно важна. Наша страна подписала протокол 11 марта 1999 г, но ратифицирован он был после многих лет дебатов только в 2004 году (22 октября его ратифицировала Государственная Дума, а 4 ноября его подписал Президент). Это означает автоматическое выполнение второго условия Протокола, необходимого для вступления его в силу, ведь на долю РФ приходится 17,4% выбросов ПГ. Ратификация Киотского протокола именно Россией стала чрезвычайно важна после выхода из него США - крупнейшей из стран-участниц соглашения. (В 2001 г. США отказались от выполнения своих обязательств, опираясь на то что для них это экономически не выгодно).

§ Киотский протокол дает странам чрезвычайно широкие возможности для определения того, когда, где и как ограничивать выбросы ПГ. В нем не ограничивается использование любых способов государственного регулирования, измерения выбросов или технологий. Наоборот, каждая страна, выполняющая требования протокола, может реализовывать свою собственную, наиболее эффективную и выгодную политику по управлению выбросами ПГ. Каждая страна может выбрать, стоит ли ограничивать выбросы в отдельных секторах экономики, либо стимулировать поглощение углекислого газа за счет улучшения лесопользования и ведения сельского хозяйства.

§ К моменту ратификации документа Россией он был ратифицирован 124 государствами, чья совокупная доля в общем объеме выбросов углекислого газа в атмосферу составляла 44.2%.

§ Киотский протокол - первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами - разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны - ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, Канада. Так как у России здесь есть преимущество (квоты на выброс зафиксированы на уровне 1990 г., а производство, энергопотребление, а следовательно эмиссия парниковых газов в России с тех пор существенно сократились. За счет продажи квот страна сможет получить заметные материальные выгоды. По прогнозам экспертов Россия вполне может стать одним из крупнейших в мире продавцов углеродных квот. При этом принципиально важно, что парниковые газы не загрязняющие вещества, поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов. Рыночные механизмы регулирования выбросов парниковых газов, предусмотренные в Протоколе, вполне могут быть использованы в качестве модели для аналогичных механизмов в иных природоохранных соглашениях.

§ Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 гг. эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления» (российские предприятия получат шанс привлечь инвестиции с помощью так называемых проектов совместного осуществления. Инвесторами в них выступят правительства или организации тех стран, которые обязаны сокращать эмиссию парниковых газов).

§ Киотский протокол является дополнительным стимулом для разработки, реализации проектов и мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению. (Если Правительство России сумеет создать действенные национальные механизмы Киотского протокола, он станет хорошим каналом привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновляемые источники энергии).

§ Согласно Киотскому протоколу, страны, не выполняющие требований будут подвергаться крупным штрафам. Полученные деньги планируется использовать для «благотворительных» очистных проектов в бедных странах, не являющихся членами соглашения.

§ Страны не способные снизить до требуемого уровня, могут исправить ситуацию, не дожидаясь санкций. Для этого предусмотрена «торговля квотами» на парниковые газы. В качестве «зачета» богатые страны также могут осуществлять различные экологические проекты в странах третьего мира.

§ Киотский протокол пожалуй, самый нашумевший и неоднозначный международно-правовой акт в области экологии за последние годы, споры о целесообразности которого продолжаются с момента его подписания и по сей день.

§ Киотский протокол является противоречивым документом и будем надеяться что он сможет стать одним из первых реальных согласованных шагов Мирового сообщества по переходу к устойчивому развитию.

Приложение

Таблица 1. Выбросы и обязательства по их сокращению в Киотском протоколе

(считая от базового года)

Страны

Обязательство

(% от базового года)

Выбросы в 1995 г.

(% от базового года)

Австралия

+8

+4,8

Европейский Союз

-8

-3,4

Исландия

+10

+4,3

Канада

-6

+9,3

Лихтенштейн

-8

нет данных

Монако

-8

+25,2

Новая Зеландия

+1

+0,5

Норвегия

0

+1,7

США

-7

+3,8

Швейцария

-8

-1,8

Япония

-6

+10,7

Болгария (1988)

-8

-35,7

Xopвaтия

-5

нет данных

Румыния (1898)

-8

-38,1

Россия

0

-29,3

Украина

0

нет данных

Приложение А

Парниковые газы

· Диоксид углерода (CO2)

· Метан (CH4)

· Закись азота (N2O)

· Гидрофторуглероды (ГФУ)

· Перфторуглероды (ПФУ)

· Гексафторид серы (SF6)

Секторы/категории источников

· Энергетика

· Сжигание топлива

· Энергетическая промышленность

· Обрабатывающая промышленность и строительство

· Транспорт

· Другие секторы

· Прочее

· Утечки при добыче и транспортировке топлива

· Твердое топливо

· Нефть и природный газ

· Прочее

· Промышленные процессы

· Продукция горнодобывающей промышленности

· Химическая промышленность

· Металлургия

· Другие производства

· Производство галогенированных углеродных соединений и гексафторида серы

· Потребление галогенированных углеродных соединений и гексафторида серы

· Прочее

· Использование растворителей и других продуктов

· Сельское хозяйство

· Интестинальная ферментация

· Уборка, хранение и использование навоза

· Производство риса

· Сельскохозяйственные земли

· Управляемый пал саванн

· Сжигание сельскохозяйственных отходов на полях

· Прочее

· Отходы

· Удаление твердых отходов в грунте

· Обработка сточных вод

· Сжигание отходов

· Прочее

Приложение B

Сторона

Определенные количественные обязательства по ограничению или сокращению выбросов (в процентах от базового года или периода)

Австралия

108

Болгария*

92

Европейское сообщество

92

Исландия

110

Канада

94

Лихтенштейн

92

Монако

92

Новая Зеландия

100

Норвегия

101

Российская Федерация*

100

Румыния*

92

Соединенное Королевство
Великобритании и Северной Ирландии

92

Соединенные Штаты Америки

93

Украина*

100

Хорватия*

95

Швейцария

92

Япония

94

* Стороны, которые осуществляют процесс перехода к рыночной экономике.

Список литературы

1. Грабб М., Вролик К., Брэк Д. Киотский протокол: анализ и интерпретация. Пер. с англ. - М., Наука, 2001.

2. А.Голуб, Э.Петсонк, Опасности климатических изменений и выгоды от участия России в Киотском протоколе. Пер. с англ. - М., Высшая школа экономики, 2004.

3. Грицевич И.Г., Снижение выбросов парниковых газов - приоритет деятельности ЦЭНЭФ. Энергетическая эффективность № 35, Апрель - Июнь 2002, Москва, Россия.

4. Грицевич И.Г., Кокорин А.О., Юлкин М.А. Бизнес и климат. Москва 2005.

5. Кокорин А.О., Грицевич И.Г., Сафонов Г.В. «Изменение климата и Киотский протокол - реалии и практические возможности» М.: WWF, 2004.

6. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособ.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.

7. Пахомова Н.В., А.Эндерс, К.Рихтер. Экологический менеджмент. СПб., 2003г.

8. Макаров А.А. Выбросы CO2 в России от сжигания органического топлива. М., 2004, апрель.

9. Макаров А.А., 2004. Выступление на конференции Социального форума по изменению климата, Москва, дом Ученых РАН, 16 сентября 2004 г.

10. Исаев А.С., Коровин Г.Н., Замолодчиков Д.Г, 2004. О поглощении парниковых газов лесами России. Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН. Доклад на международной конференции «Парниковые газы - экологический ресурс России», 16 июня 2004 г. Голицыно.

11. Орлова О.Е. Некоторые правовые вопросы в связи с принятием Киотского протокола. Российско-Американский семинар по торговле квотами на выбросы парниковых газов, Москва, 1-2 июля 1998 г., Сборник докладов.

12. Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 4, 2002 г. Холодов А. А., Румянцев Ю. В. «Киотские договоренности для России. Спасительное благо или «зеленые» технологии давления на экономику и энергетику?».

13. Корппу А., Грабб М., Каррас Ж. Россия и Киотский протокол: проблемы и возможности. The Royal Institute of International Affairs, Chatham House, London, Nuffield Press, 2005.

14. Декларация Рио-де-Жанейро // Зеленый мир. 1993-№3.

15. Бюллетень Центра экологической политики России. «На пути к устойчивому развитию России» № 27, 2004 г.

16. «Введение в инвентаризацию выбросов парниковых газов для промышленных предприятий, компаний и отраслей» ЦЭНЭФ, Москва, 2002 г.

17. М.Грабб, А.Кокорин, Л.Скуратовская и др. «Россия: Экономический рост и Киотский протокол», Москва, 2004 г.

18. «Климатические изменения: взгляд из России» под ред. В.И.Данилова-Данильяна - М.: ТЭИС, 2003.

19. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

20. Бердин В.Х., Васильев С.В., Данилов-Данильян В.И., Кокорин А.О., Кураев С.Н. «Киотский протокол -- вопросы и ответы» М. 2003.

21. Бердин В.Х., Данилов-Данильян В.И., Кокорин А.О., Кураев С.Н. «Киотский протокол - миссия невыполнима» М. 2003.

22. Соловей Ю.В., под ред. А.В.Ханыкова «Киото на пороге России» Москва. ИГ "Юрист". М. 2003.

23. Грабб М. и др. Пер. с англ. (Ред. русского издания Л. Скуратовская, А. Кокорин) «Стратегический анализ Киото-Марракешской системы» - WWF, RIIA, Imperial College London, World Council of Churches, 2003.

24. Ревич Б.А., Платонов А.Е., Малеев В.В., Беэр С.А. «Новая угроза» М.: РРЭЦ, WWF, 2003.

25. С. Н. Бобылев, И. Г. Грицевич «Глобальное изменение климата и экономическое развитие», WWF, М., 2005 г.

26. Израэль Ю. А., Назаров И. М., Нахутин А. И. и др. Вклад России в изменение концентрации парниковых газов атмосфере. - Метеорология и гидрология, 2002, № 5.

27. Израэль Ю., Назаров И., Нахутин А. и др. Эмиссия парниковых газов России. - Бюллетень по атомной энергии, 2002, № 3.

28. Ю.А. Израэль, И.М. Назаров, М.Л. Гитарский, А.И. Нахутин, А.Ф. Яковлев Киотский протокол - проблемы его ратификации - Метеорология и гидрология, 2002, № 11.

29. «Вопросы экономики» 2003/1. Башмаков И. Сколько стоит смягчение антропогенного воздействия на изменение климата?

30. «Вопросы экономики» №11, 2004 Илларионов А., Пивоварова Н. Экономические последствия ратификации Российской Федерацией Киотского протокола.

31. «Политический журнал» №16 (67) / 03 мая 2005г. Звягин В. «Проколы киотских мудрецов».

32. «Эксперт» №10, 11 марта 2002 г. Рогинко С. «Европа и ее зеленые интересы».

33. «Эксперт» №32, 2 сентября 2002 г. Рогинко С. Спасение мира,

эпизод 2. Йоханнесбург.

34. «Эксперт» №37, 6 октября 2003 г. Власова О., Оганесян Т. «Большие зеленые деньги».

35. «Эксперт» №4, 28 февраля 2005 г. Колмаков А. «Экономика против экологии».

36. «Эксперт Сибирь» №11, 21 марта 2005 г. Елисеева С. «Протокол экономического похолодания».

37. «Международный журнал БИЗНЕС» Спец. Выпуск 2003г. «Киотский протокол: политика и практика».

38. С.А. Рогинко и П.В. Машенко. 2003: Европа, Россия и Киотский протокол. “Огни”. Москва.

39. И. Башмаков и К. Джепма. «Политика, меры и инструменты смягчения последствий изменения климата. Национальный и международный аспекты» ЦЭНЭФ, Москва.

40. Данилов-Данильян В.И. Киотский протокол: критика критики. «Зеленый мир», № 11-12, 2002.

41. Бердин В. «Краткий обзор существующего в Российской Федерации опыта по механизмам гибкости Киотского протокола» М.: Всемирный Банк, 2004.

42. «Киотский протокол для России: бессмысленный и безнадежный соблазн», доклад под ред. д.э.н. М.Г.Делягина, Москва, 2004 г.

43. Экологическое законодательство Российской Федерации. В 2 т. / Под ред. Н.Д. Сорокина, Е.Л. Титовой. СПб., 2000.

44. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2000 году». - М.: Государственный центр экологических программ, 2001.

45. Третье Национальное сообщение Российской Федерации, представленное в соответствии со статьями 4 и 12 рамочной Конвенции ООН об изменении климата - М., Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата, 2002.

46. Шестая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды. № 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г.

47. Meadows D/ The limits to growth. A Report for thе Club of Rome's project on the predicament of mankind. New York, 1972.

48. Campbell K. "From Rio to Kyoto: The Use of Voluntary Agreement to Implement the Climate Change Convention"// Review of European Community and International Environmental Law. Vol. 7 issue 2, 1998.

49. Bolin, “Scientific assessment of climate change”// Gunnar Fermann, (ed.) Competitive Enterprise Institute, A brief contrarian critique and analysis of the draft Kyoto Protocol, 10 December, 1997.

50. www.inosmi.ru - ИноСМИ.Ru.

51. www.mezhdunarodnik.ru - Международник.Ру.

52. www.rian.ru - РИА Новости.

53. www.eur.ru - сайт стран ЕС в России.

54. www.eea.eu.int - Европейское агентство по окружающей среде

55. www.wwf.ru - Всемирный фонд дикой природы - Россия.

56. www.un.org - Рамочная конвенция ООН об изменениях климата.

57. www.unfccc.int - Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК).

58. www.climatechange.ru - Образовательно-информационный сайт по проблеме изменения климата.

59. www.cenef.ru - Центр по эффективному использованию энергии.

60. www.rusrec.ru - Российский региональный экологический центр. Новости и аналитические материалы. Экономика окружающей среды. Проблемы изменения климата и Киотский протокол.

61. www.carbonmarketsolutions.com - Сайт для консультаций по практическому использованию механизмов Киотского протокола, торговли квотами, проектов совместного осуществления и «чистого развития».

62. www.environmentaldefense.org - Американская организация «Защита природы», материалы по экологическим проблемам, включая и изменения климата.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6