скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Инженерно-экологическая оценка эксплуатации транспортной развязки кольцевой автодороги возле пос. Горская скачать рефераты

Инженерно-экологическая оценка эксплуатации транспортной развязки кольцевой автодороги возле пос. Горская

Инженерно-экологическая оценка эксплуатации транспортной развязки кольцевой автодороги возле пос. Горская.

Представлен анализ исходного состояния окружающей среды: результаты химического анализа почв, радиационное обследование, измерение фоновых уровней шума, определение фоновых концентраций загрязняющих веществ в воздухе. Выполнены расчеты по загрязнению почвы свинцом, загрязнению атмосферного воздуха, расчет уровней шумового воздействия.

Предложены следующие природоохранные мероприятия: шумозащитный экран, защитные зеленые насаждения. Выполнен расчет эквивалентных уровней шума и загрязнения воздуха, при использовании шумозащитных экранов и защитных зеленых насаждений.

На основании выполненных расчетов представлена санитарно-защитная зона (СЗЗ). Обеспечены допустимые уровни загрязняющих веществ для селитебных территорий за пределами СЗЗ.

Ключевые слова: инженерно-экологическая оценка эксплуатации транспортной развязки, загрязнение почвы свинцом, загрязнение атмосферы, расчет уровней шумового воздействия, шумозащитный экран.

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

5

1. Анализ современного состояния окружающей среды в зоне строительства

 

8

2. Воздействие транспортной развязки на окружающую среду

 

13

2.1. Загрязнение почвы свинцом

13

2.2. Загрязнение атмосферного воздуха

19

2.3. Оценка уровней шумового воздействия транспортных потоков

29

3. Природоохранные мероприятия

39

3.1. Мероприятия по защите от шумовых воздействий

39

3.2. Эффективность снижения экраном концентраций оксида и диоксида азота

 

45

3.3. Зеленые защитные насаждения

45

3.4. Концентрации загрязняющих веществ в воздухе после проведения природоохранных мероприятий

 

46

3.5. Мероприятия по охране почв

50

3.6. Мероприятия в процессе строительства

50

3.7. Санитарно-защитная зона. Рекомендации по использованию территорий

 

51

Заключение

52

Литература

54

Приложение 1. К расчету эквивалентного уровня шума и шумозащитных экранов.

 

55

Приложение 2. Расчет стоимости шумозащитного экрана. Анализ рынка стеклопакетов и расчет стоимости остекления .

 

59

 

 

 

Введение

 

Транспортная развязка в пос. Горская играет важнейшую роль в общей схеме развития кольцевой автодороги (далее КАД) вокруг Санкт-Петербурга. Создание развязки связано не только со сложными техническими, но и экологическими проблемами. Последние обусловлены тем, что объект расположен частью в Курортном, частью в Приморском районах, и непосредственно вторгается в жилую зону. Строительство первого участка кольцевой автодороги от станции Горская до Приозерского шоссе разрешено распоряжением губернатора Санкт-Петербурга В.А. Яковлева от 7 сентября 1998 года №879-Р, при условии выполнения требований Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».

Необходимость строительства КАД назрела около 20 лет назад. Именно тогда стали рассматриваться первые проекты строительства КАД. Однако сегодня проблема строительства КАД встала особенно остро. Дороги города уже не справляются с возрастающим потоком автотранспорта. Необходимо вывести поток транзитного транспорта, состоящего в основном из грузовых машин большой грузоподъемности, за пределы города. Тем самым решаются сразу несколько проблем: снижается поток автотранспорта на улицах города, уменьшается количество пробок и заторов, и снижаются выбросы вредных веществ от автотранспорта в атмосферу города.

Санкт-Петербург несомненно выиграет от строительства КАД.

С другой стороны, воздействию загрязнений от транспортных средств подвергнется природа вокруг КАД. Здесь надо действовать с особой осторожностью, минимизируя ущерб окружающей среде, тем более, что КАД неизбежно проходит сквозь тело поселка, будучи привязанной к комплексу защитных сооружений от наводнений. Поэтому необходимо тщательное проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и применение всех доступных природоохранных мероприятий.

Особое внимание необходимо уделить таким характерным для автотранспорта воздействиям, как выбросы диоксида азота и излучение шума.

Особенность проведения ОВОС при строительстве рассматриваемой транспортной развязки состоит в недостаточно полном методическом обеспечении. Существующие методики расчета были созданы для простых линейных объектов, к тому же частью устарели или содержат серьезные ошибки. Эти обстоятельства по возможности были учтены в настоящей работе.

 

 

Так как ОВОС достаточно объемная работа, то в данном дипломном проекте акцент был сделан на наиболее важные факторы воздействия на окружающую среду.

Целью работы является проведение ОВОС по важнейшим видам воздействия со стороны автомобильного транспорта (загрязнение воздуха и почвы, шум) на основе моделей, учитывающих сложную пространственную конфигурацию развязки, а также обоснование необходимых природоохранных мероприятий.

Уровни воздействия на окружающую среду загрязняющими веществами определяются непосредственно техническими характеристиками и расположением на местности проектируемого участка КАД и развязки.

 

Технические характеристики проектируемого участка КАД и развязки.

 

Согласно заданию проектируемый участок КАД отнесен к I-б технической категории.

Основные параметры КАД:

- -         ширина зем. полотна - 35 м

- -         ширина проезжей части - 2х11,25 м

- -         наибольший продольный уклон - 20%

- -         расчетная скорость движения - 120 км/ч

- -         расчетная скорость транспортного потока- 80 км/ч

- -         количество полос движения - 6

- -         ширина разделительной полосы -5 м

Кольцевая автодорога и развязка запроектированы в соответствии со СНиП 2.05.02-85 «Автомобильное дороги».

На рисунке 1 представлена схема расположения развязки кольцевой автодороги и Приморского шоссе.

Основные проектные документы по транспортной развязке в пос. Горская разработаны ЗАО «Петербург-Дорсервис» (дорожная часть), ЗАО «Стройпроект» (путепроводы), ЗАО «Экотранс-Дорсервис» (экологическое обоснование).

Полученные в дипломной работе результаты автора вошли составной частью в ОВОС «Инженерный проект транспортной развязки Кольцевой автомобильной дороги с Приморским шоссе в районе пос. Горская».

 

Рисунок 1. Схема расположения транспортной развязки возле пос. Горская.

 

1. Анализ современного состояния окружающей среды

в зоне строительства.

 

Район станции Горская, на территории которой планируется строительство транспортной развязки, расположен на северном побережье Финского залива в пределах Курортного и Приморского районов Санкт-Петербурга.

Рельеф местности ровный, с небольшими возвышенностями. Высота над уровнем моря до 30 метров. Непосредственно в зоне строительства объекта высоты не превышают 15 метров над уровнем моря.

Территория строительства расположена на северо-западной окраине Русской плиты Восточно-европейской платформы. Кристаллические породы - граниты, гнейсы, сланцы, слагающие фундамент плиты, метаморфического и магматического происхождения.

Техногенные отложения встречаются везде, где имеются населенные пункты и проходят дороги. Представлены они насыпными грунтами, состоящими из песка, гравия, щебня с включением обломков древесины, кирпича и органических остатков.

Рассматриваемая территория расположена в пределах Приневской низменности на северном побережье Финского залива. Рельеф региона сравнительно молодой, образовавшийся во время таяния последнего (Валдайского) ледника. Приневская низменность представляет собой плоскую слегка всхолмленную равнину с высотами до 10 - 30 метров над уровнем моря, сильно заболоченную. Заболоченности способствует плоский рельеф широкое распространение ленточных глин, слабопроницаемых для воды, почти полное отсутствие дренажа при слаборазвитой речной сети. Низменность террасами спускается к заливу. Террасы образовались в результате постепенного понижения уровня древнего Литоринового моря.

Большая часть поселка Горская занимает наиболее высокую террасу (до 30м над уровнем моря) с волнистым рельефом, местами заболоченную. В сторону Финского залива терраса спускается под уклоном 30-45О, за железной дорогой и Приморским шоссе переходит в заболоченную низину, на территории которой и планируется разместить транспортную развязку. Низина представляет собой слабонаклонную равнину окаймляющую Финский залив полосой, шириной от 0,5 до 5,0 км, сложенную на глубине глинами и суглинками, сверху перекрытыми супесями и песками. Границы этой равнины очерчены сохранившимися абразионными валами, которые хорошо просматриваются вдоль северного побережья залива.

 

Поверхность самого участка строительства низменная, плоская, сильно заболоченная с высотами порядка 0,9 - 3,2 м, захламленная строительными железобетонными отходами. Значительные площади залитые водой чередуются с небольшими повышениями, состоящими из песка и насыпного грунта на средних, полутвердых, неоднородных суглинках с гравием, галькой и валунами до 20%, перекрытыми почвенно-растительным слоем .

В целом, с геологической и геоморфологической точек зрения район можно оценить как благоприятный для строительства.

Территория Санкт- Петербурга и его окрестностей, включая район поселка Горская, в гидрогеологическом плане размещается на северо-западном крыле Ленинградского артезианского бассейна. По своей структуре артезианский бассейн делится на три водоносных горизонта: кристаллический фундамент, вендско-палеозойский осадочный чехол и четвертичный покров.

Подземные воды фундамента в районе поселка Горская не используются из-за высокой минерализованности (1-3 г/л сухого остатка). Практический интерес представляет водоносный горизонт с пресной водой в песчаных слоях нижней части гдовского комплекса венда, мощностью 50-80 м. На территории Курортного района глубина залегания комплекса составляет от 60 м и более. Подземные воды высоконапорные, по химическому составу гидрокарбонатно-натриевые, используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

По данным инженерно-геологических изысканий, проведенных в 1972-1989 годах Государственным предприятием “Трест ГРИИ “ на территории проектируемой транспортной развязки, постоянный горизонт грунтовых вод приурочен к насыпным грунтам, болотным отложениям, а также к позднеледниковым и послеледниковым пескам пылеватым, средней крупности и гравийным грунтам. Поверхность вод зафиксирована на глубине от 0,0 до 2,9 м с образованием открытого зеркала воды на пониженных участках. Грунтовые воды имеют гидрокарбонатно-калиево-натриевый состав при минерализации, не превышающей 0,5 г/л. Они неагрессивны или обладают слабой степенью агрессивности по отношению к бетонным и железобетонным конструкциям [2].

Климат данного района умеренно-холодный, влажный, переходящий от морского к континентальному. Ведущим климатообразующим фактором является циркуляция воздушных масс. Наиболее характерен западный перенос, вследствие которого здесь в течение всего года преобладают ветры, поступающие с Атлантики. Это обусловливает продолжительную мягкую зиму и короткое прохладное лето. Наряду с этим в значительной степени проявляется и влияние Арктики.

 

Северные ветры вызывают резкое и, в некоторых случаях, длительное похолодание зимой. Изредка на территорию вторгается континентальный воздух, приносящий зимой мороз, а летом жару.

В холодное время года ветры наиболее устойчивы по направлению и наибольшие по силе. Летом ветры ослабевают и становятся менее устойчивыми по направлению. Роза ветров представлена на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Роза ветров по данным метеостанции Лисий Нос.

 

 

Наибольшая скорость наблюдается в зимнее время, летом она несколько ниже, а среднегодовая - составляет 4,6 м/с.

В целом, климат можно охарактеризовать следующим образом: длительная зима с большим количеством оттепелей (в среднем длится 104 дня), короткое прохладное лето (74 дня), затяжные осень и весна.

В таблице 1 приведены основные климатические характеристики региона.

Таблица 1.

Наиболее значимые климатические характеристики региона

 

В районе поселка Горская на участках строительства автомагистрали и транспортной развязки преобладают почвы подзолистого типа. По трассе КАД на территории жилой застройки, под садами и огородами почвы дерново-подзолистые, плодородные, удобренные. На некоторых участках, особенно на пустошах, почвы часто переувлажненные, подзолисто-глеевые, местами заболоченные, по механическому составу суглинистые. Подстилающими почвообразующими породами служат озерно-ледниковые суглинки и супеси.

Территория строительства кольцевой транспортной развязки заболочена. Здесь распространены подзолисто-глеевые и торфяно-болотные почвы на бедных безкарбонатных породах глинах и суглинках или на заторфованных грунтах и плавунах. Любое строительство на таких грунтах требует особых технологий: дренажных работ, подсыпки песка, гравия и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4