скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Экология Республики Татарстан скачать рефераты

К числу проблем использования вторичных ресурсов в первую очередь относятся:

- убыточность заготовки вторичного сырья от населения из-за постоянно растущих ценна энергоносители и содержание охраны;

- убыточность завоза вторичного сырья от мелких источников, связанная с большими транспортными расходами;

- высокие отчисления в бюджет, экологическим и другим службам, что обусловливает недостаток средств на собственно заготовку и обработку сырья.

Перспективной является разработка ещё почти нетронутых запасов минерального сырья месторождений Татарстана , сосредоточенного в сточных, попутных и пластовых водах. В настоящее время попутно с нефтью добывается большое количество пластовой воды - около 60 млн. тонн в год. Пропадает дешевое сырье для химической промышленности, тем более, что здесь уже решены такие крупные вопросы, как добыча самого сырья и ее сброс. По мнению специалистов, эти оды рекомендуется использовать в качестве минерального сырья на первом этапе. На втором этап рекомендуется использовать подземные промышленные воды территориального девона, статистические запасы которого практически неисчерпаемы. Более того, комплексная переработка пластовых вод даст ряд дешевых химических продуктов, и прежде всего таких как пищевая поваренная соль, технический хлористый натрий, техническая соляная кислота, каустическая сода и другие ценные минеральные соединения, необходимые при добыче нефти, что может снизить ее себестоимость.

В современных условиях эффективным рычагом в государственном управлении утилизацией, повторным использовании отходов и использовании вторичных ресурсов является внедрение экономических методов в практику пользования природно-сырьевыми ресурсами, предусматривающих в качестве стимула систему платежей и налогов, и иную государственную поддержку.

Основные направления рационализации природопользования и охраны окружающей среды

Обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека, сохранение генофонда, рациональное использование природно-сырьевых ресурсов - неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития РТ. С этой целью и осуществляется экологическая политика, направленная на сохранение окружающей среды, безопасной для жизненно важных интересов личности, общества и государства. Стратегической задачей республики по обеспечению экологически безопасного, сбалансированного развития является гармонизация общественного производства с природной средой путем достижения соблюдения в хозяйственной деятельности не только экономических, но и экологических интересов, решения проблем стабилизации экологической ситуации в республике, поэтапного оздоровления ее территории, перехода ее на модель устойчивого развития.

Основные принципы экологической политики предусматривают:

- учет экономических условий развития как РТ, так и соседних регионов и РФ в целом, взаимосвязанность их экологических программ;

- мониторинг ресурсов и окружающей среды;

- научное обоснование решения экологических вопросов, экологическая экспертиза всех проектов экономики, связанных с природопользованием;

- комплексность и взаимосвязанность проводимых мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды;

- конкретность и адресность экологической политики, жесткая привязка к конкретной территории, имеющей свои особенности в функционировании ПТК, с учетом специфики территорий и традиционного уклада жизни проживающего на ней населения;

- оптимальное сочетание экологических и экономических интересов, четкое соотношение потребности производства с возможностями окружающей среды;

- совершенствование системы отбора экологических программ, проектов и отдельных мероприятий для целевого финансирования из средств бюджета и внебюджетных фондов, исходя из принципов природоохранной необходимости, экономической эффективности, рационального использования выделенных средств и необходимости привлечения ресурсов предприятий и территорий.

Реализация экологической политики основывается на следующих положениях.

1. обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях многообразных форм собственности и складывающегося на их основе рыночного механизма должно базироваться на:

- приоритете обеспечения экологической безопасности при любых видах деятельности по природопользованию и охране окружающей среды;

- совершенствовании управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- совершенствовании природоохранного законодательства, экономического механизма регулирования природопользования и деятельности по охране окружающей среды;

- экологически обоснованном и оптимальном с географической точки зрения размещении производительных сил;

- экологически безопасном развитии промышленности, энергетики, транспорта, сельского и коммунального хозяйства;

- неистощительном использовании возобновимых и рациональном использовании невозобновимых природных ресурсов;

- повышении степени освоенности природно-ресурсного потенциала, развитии существующих и формировании новых топливно-энергетических и минерально-сырьевых баз;

- преодолении сырьевой ориентации экономики республики, опережающем развитии наукоемких и конечных производств;

- обеспечении сохранности окружающей среды, улучшении экологической ситуации в районах концентрации промышленного производства;

- внедрении малоотходных, ресурсосберегающих технологий, ограничении развития материало-, энерго-, топливо-, водоемких отраслей и производств;

- развитии предпринимательской деятельности и рыночных отношений, увеличении спроса на экологически чистую продукцию, технику, технологии и услуги;

- учете экологического фактора, а также факторов обеспечения безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных производств и объектов повышенной опасности при приватизации государственных и муниципальных предприятий, в том числе посредством решения вопроса разделения ответственности между государством и новыми собственниками за последствия деятельности приватизированных предприятий;

- закреплении координирующих функций за деятельностью предприятий в деле природопользования т охраны окружающей среды за территориальными органами управления с наделением их соответствующими экономическими и юридическими полномочиями;

- снижении суммарного загрязнения и расширенном использовании вторичных ресурсов, повторном использовании, утилизации, обезвреживании и захоронении отходов производства и потребления;

- использовании международного опыта и мощного научно-технического потенциала республики для кардинальной реорганизации структуры производства, внедрения передовых наукоемких экологически безопасных технологий, технического перевооружения и реконструкции предприятий.

2. Охрана среды обитания человека складывается из:

- создание здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

- развития системы ПТК реакционного и курортно-оздоровительного назначения;

- обеспечение населения качественной питьевой водой;

- улучшения качества продуктов питания;

- строгого ограничения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и предотвращения загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

- обеспечение радиационной безопасности населения;

- предупреждение и уменьшения опасного воздействия природных катаклизмов, техногенных аварий и катастроф;

- сотрудничества с общественными экологическими организациями;

- экологического образования и просвещения, воспитания, подготовки кадров, информационного обслуживания;

- организации действенной системы государственного экологического регулирования и контроля за состоянием окружающей среды по уровням управленческих структур.

3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем и ПТК в экологически неблагополучных регионов РТ включает в себя:

- выделение из сложной ситуации крупнейших урбоэкосистем (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск и др.) и ряда промышленных центров;

- преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий;

- решение экологических проблем в регионах нефтедобычи РТ;

- активное участие в осуществлении федеральных целевых программ «Экологическая безопасность России», «Возрождение Волги», «Оздоровление экологической обстановки и повышение ресурсного и хозяйственного потенциала Волжского бассейна» и других;

- 4. Участие РТ в решении межрегиональных, межгосударственных и глобальных экологических проблем складывается в виде:

- сохранение биологического разнообразия;

- развития и совершенствования системы ООПТ;

- охраны лесов и лесовосстановления;

- решения межрегиональных и межгосударственных экологических проблем;

- создания единой государственной системы экологического мониторинга, единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в РТ;

- заключение двусторонних и многосторонних соглашений с республиками и областями Поволжья по проблемам создания устойчивой инфраструктуры рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Обеспечение более эффективного и экономного использования ресурсов и повышения экологической безопасности жизнедеятельности в рамках приоритетов структурной политики должны основывать на индивидуальной проработке и тщательной экспертизе программ, проектов и мероприятий, имеющих решающее значение для рационализации природопользования и оздоровления экологической обстановки.

Особенности финансирования природоохранных мероприятий в республике

Одной из важнейших составляющих реализации природоохранных мероприятий является возможность их ресурсного обеспечения (финансового, материально-технического, трудового и др.). такое финансирование ведется за счет различных источников. Это средства бюджетов всех уровней, собственные средства предприятий-приропользователей и внебюджетные источники. В настоящее время роль федерального бюджета в финансировании федеральных и федерально-региональных экологических программ явно недостаточна. Важным источником финансирования в этих условиях является республиканский бюджет, призванный решать основные природоохранные вопросы.

Одновременно за последние годы существенно возросла роль внебюджетных фондов в решении природоохранных проблем. По действующим законодательным и нормативным документам в РТ действует шесть фондов, средства которых в той или иной степени направляются на решение экологических проблем. Наибольший удельный вес имеет Экологический фонд РТ (ЭФ), причем его средства соизмеримы с финансовыми ресурсами, направленными из республиканского бюджета. Создание его обеспечило координацию организационных и финансовых усилий министерств и ведомств РТ в единой структуре. Основная задача Фонда - стимулирование природоохранной деятельности предприятий на основе экономического механизма природопользования по принципу: «загрязняешь - плати». Поэтому платежи в Фонд нельзя считать налогом, поскольку их технологическая база зависит от объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, потребления природных ресурсов и может изменяться в зависимости от режима работы предприятия. Кроме того, разделение платежей на нормативные (с отнесением на себестоимость) и сверхнормативные (с отнесением на прибыль) дополнительно стимулирует природопользователей к снижению объемов загрязнений.

В то же время фонд выполнят хозяйственные функции, являясь заказчиком по финансированию целевых экологических программ, проектов и мероприятий. Основными направлениями финансирования являются:

- строительство природоохранных объектов;

- внедрение экологически чистых технологий;

- решение вопросов утилизации промышленных и бытовых отходов;

- мероприятия по охране малых рек, лесов, особоохраняемых природных территорий;

- улучшение мониторинга состояния окружающей природной среды;

Через финансирование природоохранных мероприятий реализуются и другие механизмы деятельности Фонда, повышающие его эффективность. В частности это:

- стимулирование заинтересованности территорий в полноте сбора средств;

- обеспечение заинтересованности предприятий природопользователей осуществлять эффективные природоохранные мероприятия;

Платежи в ЭФ РТ, как отмечалось, не являются налогом в общепринятом смысле, а взимаются дифференцированно с каждого природопользователя в зависимости от объемов сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, количества и класса опасности отходов, размещаемых на несанкционированных и санкционированных свалках и полигонах, уровня потребления природных ресурсов и носят стимулирующий характер: чем меньше предприятие загрязняет окружающую среду и потребляет природных ресурсов, тем меньше платит. Внедрение механизма платного природопользования позволило выявить большое количество новых источников загрязнения, более точно определить объемы, массу, качественный состав выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов производства и потребления.

Несколько статей из Закона РТ «Об охране окружающей среды в РТ»:

Статья 19. Платность природопользования

1. Платное природопользование осуществляется за счет введения платы за пользование природными ресурсами и платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов.

2. Плата за пользование природными ресурсами (земля, недра, вода, воздух, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы), на охрану и воспроизводство природных ресурсов взимается:

- за пользование природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

- за сверхлимитное использование природных ресурсов.

Статья 20. Плата за загрязнение окружающей природной среды

1. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов производства и потребления является формой частичной компенсации вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды.

2. Плата за загрязнение окружающей природной среды включает в себя:

- плату за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов в пределах установленных нормативов и лимитов;

- плату за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов сверх установленных лимитов и за их несанкционированное складирование и захоронение;

- плату за аварийные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

3. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, образование и размещение отходов производства осуществляется в соответствии с законодательством.

4. Платежи за загрязнение окружающей природной среды вносятся предприятиями, учреждениями, организациями на счета Экологического фонда Республики Татарстан или взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в бесспорном порядке по представлению Экологического фонда Республики Татарстан и поступают на его счета.

Статья 21. Плата на охрану и воспроизводство природных ресурсов, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов производства и потребления

1. Плата на охрану и воспроизводство природных ресурсов взимается путем установления ставок и других нормативов платы.

2. Нормативы платы (ставки) на охрану и воспроизводство природных ресурсов, а также порядок исчисления и применения нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, образование и размещение отходов производства и потребления устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.

3. Нормативы платы устанавливаются на основе единой методики и дифференцируются с учетом местных условий, состава и свойств выбрасываемых вредных веществ, особенностей природных комплексов.

Окружающая среда и здоровье населения

Здоровье человека в значительной мере определяется состоянием окружающей среды как природного происхождения (состояние природных сред, растительности, особенности ландшафта и т.п.), так и антропогенного генеза (химические вещества, загрязняющие воздух, почву, воду, шум, электромагнитные поля и т. д.). Взаимосвязь между этими факторами и здоровьем населения возможна в рамках социально-гигиенического мониторинга. Однако, существующий в стране социально-гигиенический мониторинг не только не реализуется в полной мере, но, главное, он направлен на выявление причинно-следственных связей между состоянием окружающей среды и возникновением и распространенностью заболеваний человека. На современном этапе важно знать не только и не столько заболеваемость населения, а запас или уровень его здоровья, который в первую очередь определяет трудовой и интеллектуальный потенциал региона. Необходимо также осуществлять динамическое наблюдение за качеством жизни населения, составляющей которого является состояние природной среды, возможности для отдыха и реабилитации и т.п.

Приоритетным фактором окружающей среды по степени вредного воздействия на здоровье населения является атмосферный воздух. За последние годы состав основных загрязняющих веществ существенно не изменился. Наиболее часто повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха связан с такими вредными веществами, как оксиды азота, оксид углерода, формальдегид, углеводороды, сернистый ангидрид.

Так в РТ удельный вес проб с превышением предельно допустимой концентрации формальдегида равен 4,1%. Этому воздействию (по данным 1999 года) подвергаются 2795800 человек.

Река Волга и ее притоки, являющиеся источниками питьевого водоснабжения населения прибрежных районов, подвергаются интенсивному загрязнению. Неудовлетворительное качество волжской воды отмечено в пределах Ульяновской области, где прослеживается также влияние сброса сточных вод расположенных выше предприятий Нижегородской области и Республики Татарстан. Основные загрязняющие вещества - нефтепродукты, фенолы, железо, легкоокисляемые органические вещества.

Почва как основной накопитель химических веществ техногенной природы оказывает неблагоприятное влияние на условия жизни населения и его здоровье.

Система социально-гигиенического мониторинга (СГМ) Российской Федерации является основным для госсанэпидслужбы инструментом изучения влияния среды обитания на здоровье населения.

Внедрение в практику работы учреждений госсанэпидслужбы информационно-аналитической базы позволяет: определить приоритетные загрязняющие вещества, представляющие угрозу для состояния здоровья населения; выявить основные факторы риска при воздействии окружающей среды на различные категории населения регионов; изучить заболеваемость населения с целью определения возраста риска формирования превалирующей патологии; провести комплексную оценку здоровья на основании данных о заболеваемости населения и функциональном состоянии наблюдаемых контингентов; усовершенствовать механизмы управления риском среды и здоровья населения путем реорганизации деятельности госсанэпидслужбы, внедрить минимальные социальные стандарты, оптимизировать систему СГМ для решения проблемных ситуаций в регионах.

Список использованной литературы:

1. Конституция Республики Татарстан, 2002.

2. Закон Республики Татарстан, 1997.

3. Окружающая среда и здоровье. Казань. Изд-во РМБИЦ Минздрава РТ, 1996.

4. Вальников И.У., Игонин Е.И., Ильина О.В., Петров Б.Г. и др. Карта экологической ситуации РТ. Казнь, 1994.

5. Газеев Н.Х., Силкин Е.А. Природопользование в РТ: эколого-экономические аспекты. Казань , 1996.

6. Актуальные экологические проблемы РТ. Казань. Изд-во «Природа», 1995.

7. Государственный доклад о состоянии земель в РТ. Казань, 1995.

8. Национальный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в РТ. Казнь, 1995,1996.

9. Абдуллина С.Н., Вишневская Н.И., Галимов Я.В. Повышение эффективности использования вторичных материальных ресурсов. Казань, Таткнигоиздат, 1988.

10. Зеленая книга РТ. Казань. Изд-во КГУ, 1993.

11. Государственный доклад за 1999 год.

12. Государственный доклад за 1998 год.

Array

Страницы: 1, 2, 3