скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Экология Республики Татарстан скачать рефераты

Наиболее крупномасштабными являются отходы энергетики и машиностроения (шлам, шлак, горелая земля), химических, нефтехимических производств и нефтедобычи, гальванопроизводств, деревообработки, твердые бытовые отходы.

Бурение скважин и эксплуатация нефтепромысловых сооружений сопровождается интенсивным загрязнением атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод. Только при бурении скважин ежегодно формируется более 500 тыс. м3 отходов и около 1200 м3 при их эксплуатации. На нефтепромысловых объектах подготовки нефти при товарных парках и борных пунктах ежегодно накапливается более 4400 м3 нефтесодержащих осадков.

Низкий уровень применяемых технологий, отсутствие финансовых средств позволяет перерабатывать и использовать лишь несколько десятков наименований отходов. В повторный оборот вовлекается лишь 3,7%, обезвреживается (уничтожается) 1,7% отходов, основная же масса токсичных отходов поступает на склады предприятий, к уже находящимся там запасам отходам.

Широко распространенным источником загрязнения окружающей среды ртутью являются отработанные люминесцентные лампы. Ежегодно по республике их образуется свыше 2,5 миллиона штук, 800 тысяч из которых утилизируется на действующей в г. Набережные Челны демеркуризационной установке АО «КамАЗ». В результате здесь выделяют до 230 кг ртути в год. Выделенная ртуть в виде ступпы за пределы республики. Однако в результате демеркуризации источников света образуется около 350 тонн отходов, которые вывозятся на общегородскую свалку, увеличивая тем самым нагрузку на окружающую среду.

В РТ разработан проект концепции государственной программы «Отходы», определяющей конкретные цели, этапы, методы и средства для решения проблем утилизации и обезвреживания отходов. Подготовлены проекты законов «об токсичных отходах производства и потребления РТ», целью которого является создание правовых и организационных основ улучшения здоровья людей, окружающей природной среды, обращения с токсичными отходами производства и потребления.

В целях решения проблемы захоронения, утилизации и переработки отходов в РТ необходимо:

- провести инвентаризацию и нормирование отходов, мест их размещения и обезвреживания, включая мониторинг окружающей среды в районах размещения отходов;

- обеспечить обязательное проведение экологических экспертиз при принятии решений по размещению отходов;

- усовершенствовать систему платежей за загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления.

Концепция экологически безопасного управления отходами отвечает современным требованиям экологической безопасности по охране окружающей среды и здоровья человека. Ее реализация позволит сократить объем образования отходов и размещения их в окружающей среде, а также вовлечь отходы в хозяйственный оборот путем их переработки в целях получения различных видов продукции, что будет способствовать рациональному природопользованию, снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду и улучшению качества окружающей среды.

Современная экологическая обстановка

Конституция РТ гарантирует права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом. Осуществляя концепцию устойчивого развития, а также решения текущих социально-экономических задач в теснейшей связи с осуществлением мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов, в РТ тем самым решается государственная стратегия охраны окружающей среды. Эта стратегия предусматривает в качестве главных задач:

- обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях многообразных форм собственности и складывающегося на их основе рыночного механизма;

- охрану среды обитания человека;

- оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах;

- участие РТ в решении межрегиональных, федеральных межгосударственных и глобальных экологических проблем.

С целью стабилизации и улучшения экологической обстановки в республике представляется необходимым в первую очередь осуществление мер, направленных на:

- совершенствование системы нормативно-правовой и экономической основы экологизации производства, развитие экологического образования работников управления, производства и контроля, а также широких слоев населения;

- создание и обеспечение эффективного функционирования экологического мониторинга РТ в рамках единой государственной системы экологического мониторинга РФ;

- поэтапное перебазирование экологически опасных объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи и других отраслей из пригородов, зон отдыха и водоохранных зон на специально резервируемые для этих целей территории;

- развитие экологического предпринимательства, работ (услуг) природоохранного, природовосстановительного и ресурсосберегающего назначения;

- повышение роли налогов за пользование природных ресурсов, разработка и совершенствование нормативов платы за использование природных ресурсов с целью рационального их использования;

- расширение налоговых льгот для предприятий и организаций, осваивающих производство экологически безопасной продукции, применяющих безотходные и малоотходные технологии и др.

Приоритетными направлениями охраны окружающей среды и здоровья населения являются улучшение экологической обстановки, уменьшение вредного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения и его генофонда, в связи с чем необходимо усовершенствовать систему очистки сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и вредных выбросов в атмосферу, разработать государственную программу обеспечения населения городов и сел доброкачественной питьевой водой, обеспечить своевременный вывоз и переработку производственных и бытовых отходов из городов, рабочих поселков и сельских поселений.

Состояние и охрана воздушного бассейна

Экологическая ситуация и основные направления охраны воздушного бассейна РТ формируются исходя из объективных возможностей ассимиляционных процессов в природной среде с учетом механических нарушений при наличном состоянии производственных сил.

Климатические условия в РТ в целом обуславливают умеренный потенциал загрязнения атмосферного воздуха для низких источников выбросов. Среднегодовые скорости ветра на большей части территории составляют 5 м/с, распространенность штилей от 7-8 до 22% от числа наблюдений. Средне годовое количество осадков последнего 30-летия изменяется от 485 до 540 мм. Суммарная солнечная радиация не горизонтальную поверхность не превышает 657 МДж/м2. Наиболее благоприятные условия для рассеяния вредных примесей имеет г. Казань, наименее благоприятные - Г. Набережные Челны.

Основной вклад в выбросы от стационарных источников, как отмечалось ранее, вносят предприятия нефтяной и газовой промышленности - 32,6%, теплоэнергетического комплекса - 32,7%, химии и нефтехимии - 19,0%, машиностроения - 5,3%, строительного комплекса - 2,7%. На долю остальных предприятий приходится 7,7% от общих выбросов в атмосферу.

В структуре выбросов по фактической массе преобладают углеводороды с учетом летучих органических соединений, оксиды азота, диоксид серы, оксид углерода, взвешенные вещества. Современная структура фактической массы в значительной степени определяется эффективностью улавливания и обезвреживания веществ, отходящих от стационарных источников. Наибольшая часть улавливания вредных веществ наблюдалась на предприятиях машиностроения - 78,3%, химии и нефтехимии - 71,4%, строительного комплекса - 59,9%. Особенно низок процент улавливания загрязняющих веществ на предприятиях нефтяного комплекса (17,7%) и теплоэнергетического комплекса (1,4%). Общее количество уловленных и обезвреженных вредных веществ по РТ составляет 45,5%.

Суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта по данным статотчетности в 1995 г. составил 604,7 тыс.т. Вклад автотранспорта составил 277,5 тыс.т. (45,9%). Высокий уровень выбросов автотранспортом обусловлен ограниченным количеством автомобилей, работающих на сжатом природном газе и отсутствием технических средств уменьшения токсичности отработанных газов, наконец, качеством топлива.

Территориальная структура загрязнения воздушного бассейна РТ неоднородна. В Казани выбросы вредных веществ в атмосферу в 1995 г. составили 95,8 тыс.т. (15,8% от суммарной массы по республике). В структуре фактической массы выбросов преобладают диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, углеводороды и летучие органические соединения. Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят АО «Казаньоргсинтез», энергетические объекты ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. расчет тенденции за последние пять лет показал рост уровня загрязнения бензпиреном, сероводородом, растворимыми сульфатами, формальдегидом, снижение уровня загрязнения диоксидом азота и оксидом азота, стабильность загрязнения пылью, диоксидом серы, оксидом углерода, фенолом, аммиаком.

Интенсивность нагрузок на воздушный бассейн в республике определяется в первую очередь структурой топливно-энергетического баланса, что связанно с различиями в экологичности добычи нефти и энергопроизводства при использовании различных видов энергоносителей.

Одной из наиболее серьезных экологических проблем в республике остается проблема снижения вредных выбросов от автотранспорта. Минприроды РТ осуществляет систематический контроль за соответствием нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей. В 1994г. было проверено 205 автотранспортных предприятий, 3 станции технического обслуживания автомобилей. На автодорогах городов и районов РТ машины проверялись на соблюдение норм токсичности и дымности отработанных газов. Это заставило автотранспортные предприятия, владельцев личных транспортных средств следить за их техническим состоянием, регулярно проводить проверки токсичности (дымности) отработанных газов.

В целях стабилизации и поэтапного сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств Минприроды РТ, совместно с институтами и заинтересованными ведомствами разработана «Комплексная программа по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта на период 1995-2000гг.». программа утверждена постановлением КМ РТ от 19.05.95г. №312 и определяет комплекс мероприятий, направление работ, долгосрочные стратегические и первоочередные задачи, выполнение которых позволит уменьшить доминирующее воздействие на атмосферный воздух и здоровье населения передвижных источников загрязнения.

Оценка качества атмосферного воздуха в городских урбоэкосистемах РТ осложнена слабым развитием режимной сети мониторинга. Контроль за состоянием воздуха осуществляется лишь в трёх городах - Казани, Набережные Челны и Нижнекамске. Отсутствие автоматизированных средств наблюдения не позволяет выявить динамику загрязняющих примесей во времени и фиксировать максимальные концентрации, что приводит к занижению новых значений концентраций вредных примесей и не позволяет своевременно предупреждать о высоком загрязнении атмосферного воздуха.

Водоохранные приоритеты Татарстана

Одной из важнейших проблем, связанных с рациональным водопользованием, является охрана чистоты вод и сохранение требуемого их количества. Бассейн Волги на территории республики испытывает высокое антропогенное воздействие от расположенных здесь крупных промышленных узлов: Казанского, Набережно-Челнинского и Нижнекамского, где сосредоточенна основная масса промышленных водопотребителей. Водоохранные мероприятия, выполненные в РТ в 1995г., привели к некоторому (на 19,4%) снижению уровня загрязнения поверхностных вод бассейна Волги нефтепродуктами, взвешенными веществами, хлоридами, фосфатами, азотом аммонийным, нитратами, СПАВ, медью, никелем и хлором.

Общий объем сточных вод, сброшенных в 1995г. в поверхностные водные объекты республики, составил 715,13 млн.м3. Максимальная доля сброса приходится на жилищно-коммунальное хозяйство, отрасли промышленности, энергетики и АПК.

Мощность очистных сооружений коммунальной канализации составляет 730,28 м3. в сутки. В тоже время ее дефицит наиболее остро ощущается в гг. Альметьевске (8,5 м3. в сутки), Лениногорске (1,8), Заинске (2,8). Больше того, из 63 населенных пунктов лишь в 23 имеются очистные сооружения канализации (ОСК) общей мощностью 45,2 м3. в сутки.

Промышленность РТ характеризуется высоким уровнем использования оборотных систем водоснабжения, особенно в нефтехимической отрасли, а также на предприятиях теплоэнергетического комплекса и автомобильного машиностроения, что позволяет ежегодно экономить пятикратный объем забранной воды по республике.

Серьезным вопросом остается очистка сточных вод, сбрасываемых в водные объекты. Для достижения их нормативного качества необходимо проведение комплекса водоохранных мероприятий, охватывающих все источники загрязнения, в том числе поверхностный сток с застроенных территорий.

Очень серьезно влияет на состояние водоемов агропромышленный комплекс, как известно, включающий в себя сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность.

Татарстан, имея специфическое физико-географическое положение, испытывает негативное влияние от переноса загрязнений с территорий сопредельных регионов РФ. Так в конце 1995г. произошло загрязнение Камы из-за аварии на участке нефтепровода в Республике Башкортостан. Сбросы неочищенных сточных вод Ульяновска в р. Свияга вынуждают принимать решения по повышенному хлорированию питьевой воды, подаваемой населению в г. Казани.

Использование вторичных ресурсов

В условиях экономического спада, низкой но инфляции и снижения инвестиций в народное хозяйство вторичное сырье и попутные продукты становятся источником расширения сырьевой базы промышленности, важным фактором экономии материалов и повышения эффективности производства. Будучи крупным промышленным комплексом РТ, где развиты отрасли промышленности, на ее предприятиях ежегодно образуются сотни тысяч тон золотошлаковых отходов теплоэлектростанций, более 300 тысяч тонн отходов черных металлов, более 500 тыс. м3 отходов древесины, десятки тысяч тонн отходов резины и резинотехнических изделий, более 6 тыс. тонн отходов пластмасс. Только при бурении нефтяных скважин ежегодно формируется ежегодно более 500 тыс. м3 отходов и около 1200 м3 при их эксплуатации. На нефтепромысловых объектах подготовки нефти при товарных парках и сборных пунктах накапливается более 4400 м3/год нефтесодержащих осадков.

В республике накоплен немалый опыт работы по вовлечению в производство вторичных ресурсов. За счет их использования сэкономлены такие ценные виды сырья, как шерсть, хлопок, каучук, древесина и другие.

В машиностроительной промышленности ежегодно образуется более 290 тысяч тонн отходов черных металлов, из них вовлекается в хозяйственный оборот 12,7 тысяч тонн. Переработка стружки, например, заключается в ее переплавке в электропечах. Но на основе стружки может быть изготовлен дисперсно-армированный бетон, в котором дефицитная арматурная сталь частично или полностью заменена стружкой. Опыт получения такого фибробетона имеется на экспериментальном предприятии треста Казремстрой.

Отходы химической и нефтехимической промышленности (отработанные катализаторы, шламы очистных сооружений, пиролизные смолы) применяются в качестве добавок в бетоны и асфальтобетоны. Утилизация изношенных шин позволяет вернуть в материальное производство резину, текстильные материалы и металл. На основе побочного продукта - полиэтилена высокого давления низкой плотности - производятся антикоррозионные и гидроизоляционные материалы для нанесения на внутренние и внешние поверхности стальных труб.

Находят применение в производстве древесностружечных и древесноволокнистых плит отходы древесины. В качестве заменителя древесного сырья используются также полимерные материалы.

Тем не менее, в республике ежегодно не используется 80% отходов резины, более четвертой части - пластмасс, пятая часть различных видов кожи, около миллиона тонн разнообразных отходов органического синтеза. Утилизируется лишь 15% отходов тепловых электростанций. На 50% перерабатываются вторичные текстильные материалы, на 20% - искусственные и синтетические волокна. Не разработаны технологии утилизации отходов бурения нефтяных скважин и нефтесодержащих осадков. По подсчетам специалистов, у населения находится более 50% всей образующейся макулатуры и 70% вторичных текстильных материалов. Однако эти ресурсы в республике используются пока крайне недостаточно. Устанавливаемые планы по сбору вторичного сырья от населения систематически не выполняются.

Страницы: 1, 2, 3