скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Экологические права граждан скачать рефераты

В системе экологических прав граждан можно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека - эко-номических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, на-учных, культурных. Права граждан на природопользование регу-лируются природоресурсными актами законодательства - Зе-мельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др.

3. Защита экологических прав граждан

в судебном и административном порядке

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент Рос-сии является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главой государства его конституци-онных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основа-нии Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 ок-тября 1996 г.

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже само-стоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а вклю-чена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.

Таким образом, в действующем государственно-правовом меха-низме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав чело-века.

В Конституции РФ предусмотрена система юридических га-рантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществлять-ся охрана таких прав:

Ш судебная защита прав и свобод;

Ш право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуп-равления, общественных объединений и должностных лиц;

Ш право на получение квалифицированной юридической по-мощи;

Ш право на возмещение государством вреда, причиненного не-законными действиями (или бездействием) органов государ-ственной власти или их должностными лицами;

Ш право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу-дарственные средства правовой защиты Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.17..

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражда-нина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защи-щать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объеди-нений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).

3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности

органов исполнительной власти

Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а от-дельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защи-ты относятся:

а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеют-ся в виду полномочия общих судов по рассмотрению администра-тивных споров, а также возможная организация административ-ной юстиции);

б) административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой испол-нительной власти. Сюда следует отнести и президентский кон-троль за деятельностью подчиненной ему системы государствен-ных органов;

в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;

г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за закон-ностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуп-равления;

д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с уче-том принципа разделения властей.

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Зако-ном РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.).

Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в кото-рый он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государст-венному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоя-щие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в ме-сячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражда-нина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд - один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же граждани-ном не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обраще-ния в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нару-шении его прав и закон наделяет суд правом восстановления про-пущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Ува-жительной причиной считаются любые обстоятельства, затруд-нившие получение информации об обжалованных действиях (ре-шениях) и их последствиях.

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обосно-ванна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовле-творить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

3.2. Защита экологических прав граждан в

Конституционном Суде РФ

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-пра-вовых актов, конституционность которых проверяет Конституци-онный Суд РФ. Это - федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Пра-вительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не по собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный Суд с за-просом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государ-ственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституци-онного Суда связана с реализацией права граждан на конституци-онную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституци-онный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нару-шение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежа-щим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст. 96).

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом консти-туционных экологических прав принимается одно из двух реше-ний: о признании закона либо отдельных его положений соответст-вующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или созда-ющими возможность не соответствующего Конституции истолко-вания судом или иным органом. В случае признания закона, при-мененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обыч-ном порядке.

3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по

правам человека в Российской Федерации

Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государ-ственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уваже-ния государственными органами, органами местного самоуправле-ния и должностными лицами.

Институт Уполномоченного по правам человека, существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и осво-бождается от должности Государственной Думой в порядке, пред-усмотренном Федеральным конституционным законом от 26 фев-раля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Россий-ской Федерации». Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию между-народного сотрудничества в области прав человека, правовому про-свещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

3.4. Защита экологических прав и

Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граж-дане получили право обращаться за защитой нарушенных экологи-ческих прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.

Обращение направляется заявителем лично либо через адвока-та в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или не-посредственно в суд. В обращении указывается заявитель, прави-тельство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво-бод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты.

Такими документами могут быть ответы Генеральной прокурату-ры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европей-скую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстан-ции.

Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его рассмотрении по существу, если удосто-верится, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавли-вает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвен-ции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязы-вает соответствующее государство принять в течение определенно-го времени предписанные ему решением Комитета меры. По исте-чении этого периода в случае невыполнения государством вынесен-ных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были пере-даны в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.

11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду, неправительствен-ным организациям и группам лиц направлять петиции непосред-ственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из сем-надцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются коми-тетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осущест-влением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель.

4. Роль общественных объединений в защите

экологических прав граждан

Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защи-щать свои экологические права возрастают при объединении уси-лий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия общественных экологических объединений в об-ласти охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в Законе «Об охране окружающей природной среды» Федеральный Закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета 2002, 12 января. Ст. 12..

Экологические и иные общественные объединения, выполняю-щие экологические функции, имеют право:

а) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

д) обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

ж) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;

и) организовывать и проводить экологическую экспертизу;

к) рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе;

л) подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;

м) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

н) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В России создано более 1000 общественных экологических фор-мирований, осуществляющих многообразную полезную деятель-ность.

Одним из примеров реализации прав общественных объедине-ний в области охраны окружающей среды может служить опротес-тование Российским социально-экологическим союзом в Вологод-ском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.

По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской об-ласти суд признал незаконным выделение участка под садоводчес-кие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой кора-бельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохрани-лись сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, ука-зывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вы-рубок».

Успешно для российского отделения Гринпис и населения Крас-ноярского края завершилось рассмотрение иска его представите-лей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки и кон-версии атомной промышленности в г. Железногорске Краснояр-ского края» от 25 января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству.

Заключение

Российская Федерация - одно из самых больших по площади государств мира. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень ранима.

Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой - негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.

ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию - «воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологичес-кой и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти по-коления не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет спо-собностей к самостоятельному мышлению Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. - М.: Просвещение, 1998. С. 210..

Защита нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого.

Сделанные государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали действовать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. - М.: Проспект, 1999.

2. Федеральный закон от 20.03.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод». // Российская газета. - 2001, 23 марта.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета. - 2002, 12 января.

4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне». // Российская газета. - 2002, 12 января.

5. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. - 1999, 6 апреля.

6. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российская газета. - 1997, 30 июля.

7. Федеральный закон от 7.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием». // Российская газета. - 2000, 9 ноября.

8. Федеральный закон «Об общественных объединениях». // Российская газета - 1995, 25 мая.

9. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. - М.: ЦЭП, 1996.

10. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. - М., 1996.

11. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. - М.: Просвещение, 1998.

12. Вронский В.А. Прикладная экология. Учебное пособие. - Р/на Дону: Феникс, 1996.

13. Общественное экологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. - М.: Экология, 1995.

14. Экологическое право России. Учебник. - М.: ИМП, 1997.

15. Экологическая безопасность России. Выпуск 2. - М., 1996.

Страницы: 1, 2