скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Адаптация к глобальному потеплению скачать рефераты

Следует также отметить, что вопросы уязвимости к изменениям климата и разработки и принятия адаптационных мер в их отношении имеют существенный социальный акцент. Большинство наименее развитых стран расположены в регионах, в наибольшей степени подверженных негативным последствиям изменения климата. Основу экономики большинства этих стран составляют наиболее уязвимые отрасли, обладающие, кроме того, очень низким адаптационным потенциалом. Ограниченные финансовые, технологические, институциональные и прочие ресурсы делают население этих регионов исключительно зависимым от успешности мер по смягчению изменения климата и экономической помощи экономически развитых стран.

Комплексный подход к разработке адаптационных мер, объединяющий науку, технологии, и лица, принимающих решения будет способствовать снижению уязвимости общества и экономик стран к изменениям климата.

Активная государственная политика имеет важнейшее значение для борьбы с изменением климата, и в настоящее время становится все более ясно, что такая политика совместима со стратегиями устойчивого развития и экономического роста или даже является их необходимым элементом, причем как отмечается в докладе МГЭИК, сопутствующие выгоды мер по сокращению выбросов парниковых газов могут быть значительными и способны компенсировать значительную долю затрат на предотвращение изменения климата. Адаптационные стратегии разрабатываются как на секторальном (в секторах экономики) так и на региональном уровне (с учетом географических, природно-климатических особенностей региона). Меры по адаптации также могут быть направлены на извлечение потенциальных выгод от изменения климата.

Осознавая глобальный характер проблемы изменения климата и понимая важность принятия совместных действий в ее решении, международным сообществом в феврале 1991 года были начаты переговоры о принятии Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК ООН). Конвенция была открыта к подписанию 4 июня 1992 г. на состоявшейся в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию и 21 марта 1994 г. вступила в силу. По данным на 2007 г. Сторонами Конвенции являются 190 стран и Европейское сообщество. Полный и регулярно обновляемый список Сторон РКИК ООН размещен на сайте Секретариата РКИК ООН.

РКИК ООН была разработана как ключевой инструмент международного сотрудничества по смягчению негативных последствий изменения климата и снижения антропогенной нагрузки на атмосферу Земли. Однако в Конвенции определены лишь общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата (поэтому РКИК носит рамочный характер).

Понимая необходимость введения более жестких мер для решения проблемы изменения климата, в 1997 году в дополнение к РКИК ООН международным сообществом был принят Киотский протокол. Он накладывает конкретные количественные обязательства на Стороны Приложения I к РКИК по сокращению или ограничению национальных объемов антропогенных выбросов парниковых газов в первый период его действия (2008-2012 гг.) по сравнению с уровнем базового 1990 года. К настоящему времени Протокол ратифицировали 177 государств, включая все промышленно развитые страны, кроме США.

Киотский протокол - пилотный этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата. Климатический эффект от первой фазы Киотского протокола (2008-2012 гг.) невелик, но важно начать практическую деятельность и запустить механизмы международной кооперации.

Многие страны, особенно беднейшие, сильно страдают от изменения климата. В России серьезного ущерба пока нет, но серьезная опасность существует. Климатическая система Земли инерционна, и мы заранее должны решить, что и как делать, если неблагоприятные прогнозы ученых будут сбываться.

Если Правительство России сумеет создать действенные национальные механизмы Киотского протокола, он станет хорошим каналом привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновимые источники энергии. Также не надо забывать, что при снижении выбросов парниковых газов, например, при переводе электростанций и котельных с угля на газ резко уменьшается загрязнение воздуха, что приводит к снижению заболеваемости легочными заболеваниями, астмой и т.п. Исследования в 6 городах России (Москва, Нижний Новгород, Воронеж и др.) позволили оценить общероссийский эффект от первоочередных мер по снижению выбросов парниковых газов как снижение смертности на 40 тыс. человек в год.

Протокол - неплохой дополнительный стимул для проектов и мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению. В масштабах всей экономики России в денежном выражении эффект Киотского протокола порядка 1-2 млрд. долл. за 2008 -2012 гг.

Важно подчеркнуть, что Киотский протокол не вызывает никаких отрицательных эффектов для текущих российских социальных и экологических проблем. Не требуется никаких специальных мер по снижению выбросов парниковых газов, которые бы приводили к закрытию предприятий или нарушению социальной инфраструктуры.

В такой ситуации региональным администрациям, бизнесу и общественности имеет прямой смысл поддержать активное участие России в Киотском протоколе и, насколько возможно, воспользоваться дополнительными экологическими и социальными возможностями данного международного соглашения.

Сегодня подавляющее большинство ученых пришло к мнению, что нынешнее беспрецедентно быстрое изменение климата - это антропогенный эффект, вызванный, прежде всего, сжиганием ископаемого топлива.

Ученые считают, что безопасный уровень глобального потепления - 2 градуса Цельсия и человечество уже прошло треть «дистанции». По мнению экологов, нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления более, чем на 2 градуса. Ведь это «средние» градусы, во многих местах 2 означает 5 и даже 10 градусов, что очень много.

Главное в протоколе - количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 2008-2012 гг. Важно подчеркнуть, что сейчас речь идет только об этих годах, с 2013 г. будут новые обязательства, новая ратификация и т.п.

У России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на 2008-2012 гг. - 100% от уровня 1990 г. (у стран ЕС в целом - 92%, у Японии - 94%, у США предполагалось 93%). Это дает полную уверенность в том, что разрешенный уровень мы не превысим: сейчас выбросы примерно на 25% ниже и все прогнозы Минэкономики и Минэнерго, даже самые радужные, говорят, что мы не сможем развиваться столь бурно, чтобы превысить разрешенный уровень выбросов. К тому же невозможен быстрый рост экономики без повышения эффективности использования энергии, в будущем для такого гипотетического варианта даже российские запасы топлива недостаточны.

Киотский протокол - первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами - разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны - ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, Канада. При этом принципиально важно, что парниковые газы не загрязняющие вещества (ведь пьем же мы пиво и воду с СО2 и ничего…), поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов.

Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 гг. эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления». Дело в том, что в России потенциал энергоэффективности и энергосбережения реализован в совсем небольшой части, в то время, как в странах Европейского Союза и в Японии он почти полностью исчерпан (при современном уровне технологий). Поэтому осуществить мероприятие, обеспечивающее снижение выбросов CO2, в России существенно дешевле.

Глава 4. Деятельность России

4.1 Снижение выбросов

На долю России приходится примерно 6% выбросов парниковых газов развитых стран. В настоящее время по объемам выбросов она занимает четвертое место после Китая, США и Индии.

Источник: данные секретариата РКИК ООН, 2008

Основной источник выбросов парниковых газов в России - энергетический сектор, на который приходится более 1/3 совокупных выбросов. Второе место занимает добыча угля, нефти и газа (16%), третье - промышленность и строительство (около 13%).

Структура выбросов парниковых газов в России, 2008

Автор: М.Юлкин по данным секретариата РКИК ООН

Таким образом, наибольший вклад в снижение выбросов парниковых газов в России может внести реализация огромного потенциала энергосбережения. В настоящее время энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС - в 3,2 раза. Потенциал энергосбережения в России оценивается в 39-47% текущего потребления энергии (около 350 млн. т.у.т.), и, в основном, он приходится на производство электроэнергии, передачу и распределение тепловой энергии, отрасли промышленности и непроизводительные энергопотери в зданиях.

Энергоемкость ВВП стран мира по паритету покупательной способности, 2008

Источник: Минэнерго России, 2008

Согласно прогнозам Минэкономразвития России, 80-85% прироста потребности России в энергии в 2008-2020 гг. должно быть покрыто за счет повышения энергоэффективности экономики страны.

До наступления мирового финансового кризиса в период с 1998 года в России происходило устойчивое снижение энергоемкости и "углеродоемкости" ВВП (в среднем около 5% в год). Максимальное снижение энергоемкости ВВП составило 7,5% в 2000 году.

Динамика ВВП и потребления топливно-энергетических ресурсов, в % к 1990 г.

Источник: Минэкономразвития России, 2008

Реализация отраслевой программы энергосбережения в электроэнергетике России уже в первой половине 2000-х гг. привела к улучшению показателей эффективности использования топлива и энергии, начиная с 1999 года. Удельный расход топлива на выработку электроэнергии снизился на 1,8 г/кВт*ч, тепловой энергии - на 0,7 кг/Гкал, расход электроэнергии на собственные нужды - на 520 млн. кВт*ч или на 2,8 %. Общая экономия топлива и энергии только в 1999 году достигла 3,8 млн. т.у.т. (в том числе от реализации программы энергосбережения - 1,2 млн. т.у.т.) или 0,02% от общего расхода топлива по сравнению с 1998 годом. Сокращение эмиссии СО2 по сравнению с 1998 годом составило 15 млн. т СО2/год (в том числе 2,5 млн. т СО2/год по программе энергосбережения).

В 2008 году удельная энергоемкость экономики по cравнению c 2007 годом уменьшилась на 4,7%, что позволило при росте ВВП за год на 5,6%, ограничиться увеличением потребления первичных энергоресурсов на 0,6%. По cравнению c 2000 годом, при росте ВВП за период на 65,1%, внутреннее потребление первичных ТЭР увеличилось на 10,0%.

В последнее время вопросы энергосбережения и энергоэффективности приобрели особую актуальность и вошли составной частью в такие программные документы, как "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" и"Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации". В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности отнесено Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год к числу важнейших направлений модернизационной политики Правительства России на ближайшие годы.

Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена задача снижения к 2020 году энергоёмкости ВВП Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом, а также обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.

В целях реализации Указа Президента России в 2009 году предусматривается разработать и принять государственную программу энергосбережения, предусматривающую массовое применение энергосберегающих технологий и использование возобновляемых источников энергии, реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Продолжается разработка проектов федеральных законов "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", "О теплоснабжении", пересматриваются положения Федерального закона "О техническом регулировании".

Реализуются ФЦП "Национальная технологическая база на 2007-2011 гг." и ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.", предусматривающие, в том числе создание и внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий.

Обеспечивается государственная поддержка научным исследованиям, конструкторско-технологическим разработкам и крупным комплексным проектам, осуществляемым в связи с разработкой и внедрением технологий, способных обеспечить более высокую производительность и эффективность использования энергоресурсов на всех этапах ресурсного цикла, и одновременно с этим снизить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду.

В результате намеченных мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению предполагается снизить энергоемкость ВВП по отношению к уровню 2008 года на 7% в 2010 году и на 15% в 2012 году, обеспечить экономию ТЭР в объеме 41 млн. т.у.т в 2010 году и 45 млн. т.у.т. в 2012 году. В соответствии с прогнозом, средневзвешенный удельный расход топлива на отпуск электрической энергии снизится к 2020 году до 286,1 г.у.т./ кВт*ч.

Планируется довести к 2011 году долю полезного использования попутного нефтяного газа до уровня не менее чем 95%. В результате реализации планов по снижению потерь энергоресурсов планируется уменьшить потери углеводородных ресурсов, а также технологические потери в электрических и тепловых сетях на 3-5%.

4.2 Адаптация

В Российской Федерации адаптация к климатическим изменениям рассматривается как один из ключевых элементов будущей климатической политики. Однако в отличие от других стран мира, где адаптационные стратегии уже давно разрабатываются и внедряются, Россия делает пока только первые шаги в этом направлении.

Причин, объясняющих поздний старт в адаптационном процессе много: это и необходимость решения более актуальных экономических и социальных вопросов, общий "климатический скепсис" властей и широкой общественности, перекос внимания в сторону торговли квотами и участия России в проектах совместного осуществления и др. Определенную роль сыграли также дискуссии о положительном влиянии изменений климата для России (новые возможности для развития Северного морского пути, сельского хозяйства, сокращение расходов на отопление), которые затеняют выводы ученых об отрицательных последствиях. Однако отрицательные проявления изменения климата наблюдаются во все регионах страны и, зачастую, перевешивают эффект от положительных.

В последнее время Правительство России уделяет все больше внимания вопросам адаптации к изменению климата (в определенной степени даже большее, чем мерам по снижению выбросов парниковых газов). Объясняется это, во многом, тем, что разработка национальной климатической политики находится в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Росгидромет). Функции службы, наличие в ее структуре гидрометеорологической наблюдательной сети, а также научно-исследовательских институтов, чья деятельность связана с исследованиями изменений климата и оценкой динамики климатических параметров, определили большой интерес Росгидромета именно к адаптационной составляющей политики в области изменения климата.

Благодаря усилиям Росгидромета, Российской академии наук и других научно-исследовательских организаций в стране создана хорошая научная основа для разработки мер адаптации. Регулярно ведутся наблюдения за климатом, разрабатываются климатических модели, помогающие спрогнозировать изменения климата в будущем, проводятся оценки влияния наблюдаемых и будущих изменений климата на окружающую среду, человека и отрасли экономики, периодически публикуются научные отчеты.

В 2006 году Росгидрометом был представлен "Стратегический прогноз изменений климата в Российской Федерации на период до 2010-2015 гг. и их влияния на отрасли экономики России", в котором рассматриваются тенденции изменения климата в различных регионах страны и содержатся рекомендации по первоочередным адаптационным мерам для различных секторов экономики на региональном уровне.

В 2008 году был подготовлен первый российский Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации (российский аналог оценочного доклада МГЭИК). Во втором томе доклада предлагаются возможные меры адаптации к прогнозируемым последствиям климатических изменений. По сути, это первый официальный документ, представленный Правительством России, который посвящен непосредственно вопросам адаптации.

Большое внимание уделяется изучению последствий изменений климата в российской Арктике. В 2007 году стартовал Международный полярный год 2007/2008 (окончание - в марте 2009 г), организованный Международным Советом научных союзов (МСНС) и ВМО. В рамках МПГ проводилось более 200 научно-исследовательских проектов в Арктике и Антарктике, представителями науки более чем из 60 стран. Российская Федерация участвовала в 17 социальных экспедиционных исследованиях в Арктике, в том числе направленных на получение новых знаний о влиянии изменений климата, а также антропогенного и естественного загрязнения природной среды на жизнедеятельность и традиционные формы хозяйствования коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Институты Российской академии медицинских наук (РАМН) осуществляют исследования по вопросам влияния изменения климата на здоровье населения. В частности, в мае 2008 года в Москве РАМН при поддержке ПРООН, Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также Арктической программы по мониторингу и оценке Арктического Совета (АМАР) провела первую рабочую международную встречу экспертов "Влияние глобальных климатических изменений на здоровье населения российской Арктики". По ее итогам была опубликована одноименная брошюра.

В 2005-2007 гг. Совет по изучению производительных сил (СОПС) совместно с Администрацией Мурманской области инициировали Проект комплексного управления Мурманской прибрежной зоной. В нем также затронуты вопросы использования новых возможностей, открывающихся перед региональным морехозяйственным комплексом, а также сопутствующие новые риски, связанные, в том числе, с изменениями климата в регионе.

В мае 2008 года в Мурманске усилиями Российского регионального экологического центра (РРЭЦ), ПРООН, Росгидромета и Администрации Мурманской области была созвана первая российская конференция по адаптации к изменению климата и намечено начать работы в регионе.

В МПР России в мае того же года была подготовлена "Стратегическая программа действий по защите морской среды от загрязнения в Арктической зоне Российской Федерации", где проблема изменения климата присутствует в явном виде и ставится задача адаптации.

Благодаря деятельности российских общественных экологических организаций, в том числе РРЭЦ, WWF-Russia, Гринпис Россия, растет осведомленность населения страны о важности проблемы изменения климата и необходимости принятия соответствующих мер адаптации.

Наконец, в апреле 2009 года российским Правительством подготовлен проект "Климатической доктрины", который представлен на рассмотрение Президента Российской Федерации. Климатическая доктрина представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении изменений климата. В ней содержатся принципиальные элементы, предусматривающие совершенствование системы наблюдений за климатом, оценки климатических рисков и разработку мер адаптации к последствиям изменения климата.

В Российской Федерации пока не существует единой государственной стратегии в области адаптации. Однако принимаемые программы развития отраслей экономики или регионов в той или иной степени учитывают тенденции изменения климата. Реализация Концепции долгосрочного развития Российской Федерации также потребует учета климатических факторов при разработке конкретных программ, направленных на достижение запланированных Концепцией целей (развитие добывающей промышленности, транспортной системы, водных ресурсов, сельского хозяйства, а также развитие регионов, в том числе Арктики). Принятие Климатической доктрины может послужить основой принятия некой программы, стратегии по адаптации к изменениям климата.

Существенным пробелом в знаниях для разработки эффективной адаптационной политики в России является отсутствие экономических оценок последствий изменений климата и оценок "затрат и выгод" возможных адаптационных мер. Пока еще очень слаба законодательная база: нет ни национальной адаптационной стратегии, ни подобных стратегий на уровне регионов или отдельных отраслей.

Можно сказать, что процесс адаптации в России находится в настоящий момент на стадии изучения и планирования. Однако пора переходить к практическим действиям - к разработке конкретных адаптационных стратегий. Разработка таких стратегий в России требует индивидуального подхода к каждой отдельной отрасли и каждому отдельному региону с учетом его природных и социально-экономических особенностей. Проведение таких работ затруднительно в рамках одного федерального органа исполнительной власти ввиду недостатка компетенции и ограниченности бюджетных средств. Здесь также необходимо сотрудничество и согласование действий между различными административными уровнями, а также максимальное вовлечение в процесс адаптации всех заинтересованных сторон, включая лиц, принимающих решение, представителей деловых кругов, науку, общественность.

4.3 Киотские механизмы

Россия в соответствии с Киотским протоколом не должна превысить в среднем за 2008-2012 гг. уровень выбросов 1990 года. По всем прогнозам наше государство выполнит возложенные на него количественные обязательства, при этом у России еще и останется избыток квот для продажи.

Большинство других стран Приложения I к РКИК, скорее всего, столкнется с невозможностью выполнения своих количественных обязательств по снижению выбросов парниковых газов исключительно за счет реализации внутренних политики и мер. Повышение энергоэффективности и снижение карбоноемкости производства на предприятиях промышленно развитых стран в настоящее время представляется либо дорогостоящим, либо вовсе невозможным из-за отсутствия в современном мире более совершенных технологий.

В свою очередь на многих российских предприятиях до сих пор применяются старые энергоемкие технологии и оборудование. В настоящее время энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС - в 3,2 раза.

Потенциал энергосбережения в России оценивается в 39-47% текущего потребления энергии, из них две трети приходится на топливно-энергетический комплекс и энергоемкие отрасли промышленности, и около четверти - на жилищно-коммунальное хозяйство.

Это приведет к тому, что промышленно развитые страны, например, Япония или страны ЕС, будут заинтересованы в покупке квот у России через рыночные механизмы Киотского протокола, что также позволит им снизить издержки при соблюдении своих обязательств.

В качестве потенциального донора квот Россия может участвовать в механизме торговли выбросами и проектах совместного осуществления. Оба механизма осуществляются между промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой, у которых есть количественные обязательства по Киотскому протоколу. Однако отдельные российские предприятия могут участвовать только в проектно-ориентированном механизме совместного осуществления, поскольку торговля квотами происходит непосредственно между странами-участниками Протокола.

Заключение

Итак, что же ждет нас в будущем?

В докладе рабочей группы межправительственной комиссии по изменению климата (Шанхай, 2001 год) приведено семь моделей изменения климата в XXI веке. Основные выводы, сделанные в докладе, -- продолжение глобального потепления, сопровождающегося

§ увеличением эмиссии парниковых газов (хотя согласно некоторым сценариям к концу века в результате действия запретов на индустриальные выбросы возможен спад эмиссии парниковых газов);

§ ростом поверхностной температуры воздуха (к концу XXI века возможно увеличение поверхностной температуры в отдельных местах земного шара на 6 °C);

§ повышением уровня океана (в среднем -- на 0,5 м за столетие)

К наиболее вероятным изменениям погодных факторов относятся

§ более интенсивное выпадение осадков;

§ более высокие максимальные температуры, увеличение числа жарких дней и уменьшение числа морозных дней почти во всех регионах Земли; при этом в большинстве континентальных районов волны тепла станут более частыми;

§ уменьшение разброса температур.

Как следствие перечисленных изменений можно ожидать усиление ветров и увеличение интенсивности тропических циклонов (общая тенденция к усилению которых отмечена ещё в XX веке), увеличение частоты сильных осадков, заметное расширение районов засух.

Межправительственная комиссия выделила ряд районов, наиболее уязвимых к ожидаемому изменению климата. Это район Сахары, мега-дельты Азии, небольшие острова.

К негативным изменениям в Европе относятся увеличение температур и усиление засух на юге (в результате -- уменьшение водных ресурсов и уменьшение выработки гидроэлектроэнергии, уменьшение продукции сельского хозяйства, ухудшение условий туризма), сокращение снежного покрова и отступание горных ледников, увеличение риска сильных паводков и катастрофических наводнений на реках; усиление летних осадков в Центральной и Восточной Европе, увеличение частоты лесных пожаров, пожаров на торфяниках, сокращение продуктивности лесов; возрастание неустойчивости грунтов в Северной Европе. В Арктике -- катастрофическое уменьшение площади покровного оледенения, сокращение площади морских льдов, усиление эрозии берегов.

Часть этих прогнозов мы уже успели ощутить на себе в этом году. Кто знает - возможно, другую часть нам еще предстоит испытать?

Некоторые исследователи предлагают пессимистический прогноз, согласно которому уже в первой четверти XXI века возможен резкий скачок климата в непредвиденную сторону, причём следствием может явиться наступление нового ледникового периода продолжительностью в сотни лет.

По мнению ряда исследователей, к 2300 году (при сохранении нынешних темпов потепления) Земля станет практически непригодной для жизни: температура станет выше на 12 °C, 40 % суши уйдёт под воду, а на оставшейся части ресурсы быстро иссякнут.

В любом случае, сбудутся эти прогнозы или нет, лишь от нас зависит, как сложится наша жизнь и жизни наших детей на нашей планете.

Литература

1. Доклад о развитии человека 2007/2008. Борьба с изменениями климата: человеческая солидарность в разделённом мире / Пер. с англ. - М.: Издательство «Весь Мир», 2007. - 400 с.

2. «Деятельность системы ООН в области изменения климата» http://www.un.org/russian/climatechange/ipcc.shtml

3. «Киотский протокол» http://www.wwf.ru/about/what_we_do/climate/kyoto/

4. «Деятельность России» http://www.climatechange.ru/node/54

5. «Изменение климата и глобальное потепление» http://www.un.org/ru/development/progareas/global/climate.shtml

6. Иван Ждакаев «Климатическая закулиса», журнал «Деньги» № 32 (789) от 16.08.2010

7. «Адаптация человека к климатическим факторам» http://fizi-olog.ru/index.php?sst=adaptatsiya_cheloveka_k_usloviyam_vneshney_sredyi&id=23&n=adaptatsiya_cheloveka_k_klimaticheskim_faktoram

8. «Средний и Ближний Восток» Онлайн Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/BLIZHNI_I_SREDNI_VOSTOK.html

9. Юлия Добролюбова «Проблема глобального потепления сравнима с угрозой войны» http://www.rusrec.ru/ru/news/1177

Страницы: 1, 2