скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Товарная биржа в системе оптового рынка - (курсовая) скачать рефераты

p>Товарная биржа, как правило, не является коммерческим предприятием. Получение болшой прибыли - это не ее цель. С определенной долей условности товарные биржи можно представить в виде консорциума, который создается заинтересованными производителями и посредническими фирмами для осуществления совместного проекта организации регулируемого рынка товаров, обеспечивающего каждому из его участников проведение сбытовых и закупочных операций. Выгода участников обеспечивается экономией расходов на проведение коммерческой работы.

Возможно создание биржи и как коммерческого предприятия акционерного типа. Но при этом организаторов - участников должно быть в значительной мере меньше, чем клиентов, пользующихся ее услугами. Тогда в интересах учредителей скажется прибыльной работа биржи за счет предоставления разного рода посреднических услуг.

Высшим органом управления биржи служит собрание акционеров Текущее руководство деятельностью биржи осуществляет комитет, состав и председателя которого выбирает собрание акционеров.

Основные лица, действующие на бирже , - брокеры, представляющие участников биржи и заключающие сделки от их лица. В этом случае брокеры выступают в качестве агентов. Если брокерская контора производит операции за свой собственный счет, то она выступает в качестве принципала.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА БИРЖИ
    Общее собрание членов биржи
    ревизионная биржевой арбитражная
    комиссия комитет комиссия
    котировальная президиум бирже
    комиссия вого комитета
    Биржевой аппарат
    Управляющий биржевым
    аппаратом
    1 зам. 2 зам. 3 зам. старший
    управляющего управляющего управляющего маклер
    центр экон. информ-й АХО маклериат
    анализа центр
    дог. -прав. отдел орг-ии биржевой
    отдел с ар- и обеспеч-ия музей
    битражем бирж. торговли
    транс. -тариф. биржевое
    отдел издательство
    отдел соверш.
    биржевой торговли

Остановлюсь на основных задачах структурных подразделений биржевого аппарата: 1. Центр экономического анализа осуществляет:

    - контроль за конъюнктурой рынка продукции;
    - подготовку конъюнктурных обзоров;
    - анализ технических, экономических и других факторов,
    способных повлиять на конъюнктуру рынка;
    - конъюнктурные прогнозы;
    - платные консультации по экономическим вопросам.
    2. Договорно-правовой отдел с арбитражем осуществляет:
    - оформление договоров между партнерами по сделке;
    - юридическое оформление сделок, контролирует правиль
    ность их осуществление маклерами;
    - контроль правомерности действий участников торгов;
    - подготовку дел к рассмотрению их в арбитражной ко
    миссии.
    3. Транспортно-тарифный отдел осуществляет:
    - организацию и обеспечение доставки купленной на бир
    же продукции;
    - консультирование продавцов и покупателей по вопро
    сам, связанным с транспортировкой;
    - подготовку предложений по эффективным способам дос
    тавки партии грузов покупателю;
    - оформление расчетов за доставку грузов.
    4. Отдел совершенствования биржевой торговли осуществляет:
    - анализ уровня развития и состояния торговли на дан
    ной бирже;
    - поиск путей повышения эффективности и качества рабо
    ты биржи;
    - разработка и внедрение нововведений, побуждающий
    биржевой аппарат к более активной деятельности;
    - изучение опыта организации биржевой торговли в стра
    не и за рубежом.
    5. Информационный центр обеспечивает:
    - получение, хранение и обработку всей циркулирующей
    информации;
    - оказание членам и посетителям биржи услуг по прове
    дению необходимых расчетов, а также по информацион
    ному обслуживанию.
    6. Отдел организации и обеспечения биржевой торговли осу
    ществляет:
    - содержание биржевого зала в надлежащем порядке;
    - обеспечение биржи коммерческой информацией;
    - обеспечение членов биржи необходимыми материалами и
    условиями для заключения сделки.
    7. Административно-хозяйственный отдел осуществляет:
    - традиционные хозяйственные задачи;
    - решение задач, связанных с ведением бухгалтерских
    дел, решение вопросов по оплате труда и кадрам.
    8. Маклериат обеспечивает:
    - осуществление биржевой торговли в биржевом зале;
    - предоставление маклеров членам биржи для осуществле
    ния ими торговых сделок;
    - оформление сделок;
    - контроль выполнения обеими сторонами договорных обя
    зательств;
    - экспертизу партий товаров, поступающих на биржевой
    торг.

В своем развитии товарные биржи прошли несколько ступеней от оптового рынка, где сделки совершаются с наличными партиями товара до современного фьючерсного рынка.

Правила торговли по фьючерсным контрактам открывают возможности: за продавцом сохраняется право выбора - доставить продукцию или откупить срочный контракт до наступления срока поставки товара; покупатель - принять товар или перепродавать срочный контракт до наступления срока поставки.

Среди преимуществ, которые представляют фьючерсные контракты, можно выделить: 1) улучшение планирования;

    2) выгода;
    3) надежность;
    4) конфиденциальность;
    5) быстрота;
    6) гибкость;
    7) ликвидность;
    8) возможность арбитража.
    Рассмотрим эти преимущества подробнее.
    1. Улучшение планирования.
    Рассмотрим на примере страны, производящей продукт на эк

спорт. Скажем, какао. Как она будет планировать свою стратегию сбыта? Она может:

    а) находить покупателя каждый месяц или каждый квартал,
    когда продукт готов;
    б) продавать все количество продукта первому покупателю,
    который объявляется, по цене, которую он предложит;
    в) обратиться к "фьючерсным" рынкам, воспользовавшись

предоставляемым биржей механизмом фиксированной цены, а продать свой продукт в наиболее удобное время наилучшему покупателю.

Простота и привлекательность фьючерсных контрактов состоит еще в том, что производитель какао, вступая в такую

торговлю и ограждая себя от риска принести убытки на своем продукте, дает возможность производителю шоколада приобрести это какао, с доставкой в будущем и, таким образом, застраховать себя от перебоев в снабжении сырьем.

    2. Выгода.

Любая торговая операция требует наличия торговых партнеров. Но далеко не всегда легко найти в нужный момент подходящего покупателя и продавца. "Фьючерсные" рынки позволяют избежать подобной неприятной ситуации и совершать покупку и продажу без конкретно названного партнера. Более того, "фьючерсные" рынки позволяют получить или уплатить наилучшую цену на данный момент. При наличии фьючерсного контракта и продавец, и покупатель имеют в запасе время, чтобы купить или продать товар в будущем с наилучшей выгодой для себя, не связывая себя с определенным партнером.

    3. Надежность.
    Большинство бирж имеют расчетные палаты, через которые

продавцами и покупателями производятся все расчетные операции. Это очень важный момент, хотя биржа и не является прямым участником торговой операции, она фиксирует и подтверждает всякую куплю и продажу.

    Когда на бирже производится купля-продажа какого-то това

ра, расчетная палата имеет от продавца и покупателя соответст вующее обеспечение этой сделки. Контракт, реализуемый через посредство расчетной палаты, во многих отношениях надежнее контракта с любым конкретным партнером, включая государственные агентства.

    4. Конфиденциальность.

Еще одна важная черта "фьючерсных" рынков - анонимность, если она желательна для продавца или покупателя.

    Для многих крупнейших производителей и покупателей, чьи

продажи и закупки оказывают мощное влияние на мировой рынок, возможность продать или купить товар конфиденциально имеет очень важное значение. В таких случаях биржевые контракты незаменимы.

    5. Быстрота.

Большинство бирж, особенно имеющих дело с товарами широкого потребления, может позволить быструю реализацию контрактов и товаров без изменения цен. Благодаря этому торговля совершается очень быстро.

    Как это происходит? Например, кто-то хочет купить 10000т

сахара. Он может это сделать, купив 200 фьючерсных контрактов по 50т на один контракт. Такая сделка может быть совершена за несколько минут. Далее, все 200 контрактов гарантированы, и теперь у покупателя есть время для переговоров на предоставле ние более выгодных условий.

    6. Гибкость.

Во фьючерсных контрактах заложен колоссальный потенциал осуществлять с их помощью бесчисленное множество вариантов операций. Ведь и продавец, и покупатель имеют возможность как поставить (принять) реальный товар, так и перепродать биржевой контракт до наступления срока поставки, что открывает перспективы широкой и многообразной вариантности.

    7. Ликвидность.

Говоря в общем, "фьючерсные" рынки имеют огромный потенциал для множества операций, связанных с быстрым "переливом"капитала и товаров, то есть ликвидностью. Одним из показателей ликвидности является общий объем торговли на биржах. Объем торговли на фьючерсных биржах только с товарами превышает 2. 5 трлн. долл.

    8. Возможность арбитражных операций.

Благодаря гибкости рынка и точно определенных стандартов этих контрактов, открываются широкие возможности. Они позволяют вести дела производителям, покупателям, биржевым дельцам с необходимой гибкостью операций и маневренностью политики фирм в изменяющихся рыночных условиях.

Теперь о разнице между открытой и закрытой биржами. Она заключается в том, что в первом случае сделки могут заключаться только между биржевыми маклерами и брокерами, которые представляют интересы и выступают от имени как участников биржи, так и разовых покупателей. Во втором случае контракты могут заключать и клиенты биржи как самостоятельно, так и через посредников. На начальном этапе, когда еще не отработан механизм биржевой торговли и отсутствуют методы защиты интересов продавцов и покупателей, целесообразно проводить закрытые торги. Любая товарная биржа имеет два основных направления деятельности: оптовая торговля с одной стороны и котировка цен

    товаров с другой. Остановлюсь на последнем.
    Во всех зарубежных странах биржевая деятельность наряду с

банковской и денежной системой служат объектом государственно го регулирования. Это не случайно. В рыночной экономике при отсутствии прямого директивного вмешательства в предпринима тельскую деятельность именно биржи являются инструментом кос венного, но весьма существенного воздействия на бизнес. Не смотря на то, что на бирже контролируется небольшое количество товаров, большинство из них носит стратегический характер. По этому те цены, которые на бирже в условиях свободного ценооб разования отражают движение рынка того или иного товара, слу жат своеобразным индикатором состояния экономики страны.

Сегодня между крупнейшими товарными биржами налажены информационные связи. Это способствует выравниванию цен и формированию единого мирового рынка.

    БИРЖЕВЫЕ ОПИРАЦИИ. КОТИРОВКА ЦЕН НА БИРЖЕ

На существующих в мире товарных биржах активно функционируют фондовые отделы. Созданы такие отделы и на биржах России.

В мае 1991 года начали осуществлять сделки с ценными бумагами на РТСБ и МТБ. Поэтому в этой главе будут рассмотрены фондовые операции и затронут вопрос о рынке ценных бумаг.

    Итак, рынок ценных бумаг выполняет две функции:
    1) сводит покупателя с продавцом;
    2) способствует стабилизации цен, уравновешивая спрос
    и предложение.
    Практически все облигации продаются на "уличном" рынке.

"С прилавка" продаются и акции, в случае, если компания отка залась от услуг биржи. Но в большинстве случаев акции расп ространяются через биржи. Они выполняют роль наводчика, что позволяет инвесторам находить именно то, что им необходимо. Под влиянием биржи складываются цены и на "уличном" рынке.

    Торговля "с прилавка".

Операция с ценными бумагами выполняется по следующей схеме. Получив заказ от покупателя, уполномоченный представитель (УП) инвестиционно-дилерской фирмы (БФ)в регионе передает его для переработки в центр, где заказ попадает в торговый отдел. Если ценные бумаги включены в биржевой список, то заказ передается для исполнения биржевому трейдеру фирмы. Если клиент хочет купить бумаги внебиржевого оборота, то включается механизм "уличного" рынка. На этом рынке и облигации, и акции торгуются одним способом (путем телефонных переговоров между физически разобщенными брокерами, а не через личный аукцион).

Получив заказ на покупку ценных бумаг, брокер по телефону разыскивает своего коллегу, имеющего информацию о продавцах. Торговля акциями "с прилавка" длится дольше, чем биржевые сессии, и иногда занимает весь деловой день. Но по объему она существенно уступает биржевой торговле. На "уличном" рынке торгуются акции многих молодых компаний. Однако здесь можно найти и акции старых фирм, чье руководство по той или иной причине избегает биржи.

    Фондовая биржа
    Если облигации продаются в основном "с прилавка", то

центральным рынком акций крупнейших фирм является биржа. На бирже продавцы встречаются с покупателями и цены устанавливаются по закону спроса и предложения. Классическая биржа - это аукцион, где торговля ведется посредством обмена устными инструкциями между трейдерами (представителями брокерских фирм в торговой зоне биржи). В последние годы благодаря развитию вычислительной техники возникли и автоматизированные системы купли-продажи ценных бумаг (например, CATS на Торонтской фондовой бирже, CORES - в Париже и Мадриде). Но классическая биржа еще доминирует, и самым крупным ее представителем является Нью-Йоркская фондовая биржа.

    В биржевой торговле ключевым понятием являляется ликвид

ность (способность рынка поглотить разумное количество ценных бумаг при разумном изменении цены последних). Ликвидный рынок характеризуется: частными сделками, узким разрывом между ценой продавца и ценой покупателя, наибольшими изменениями цен от сделки к сделке. Отклонения от этих норм чреваты развитием криминогенной ситуации, панических настроений среди инвесторов. Биржа делает все от нее зависящее, чтобы поддержать ликвидность и не допустить подобных отклонений. Ликвидность рынка тем выше, чем больше число участников купли-продажи. Перед рассмотрением техники брокерской операции опишу существующие формы заказа на куплю-продажу. Уполномоченный представитель биржевой фирмы может получить "рыночный" заказ.

Страницы: 1, 2, 3