скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Рынок ГКО-ОФЗ в России - (диплом) скачать рефераты

p>— максимальный размер неконкурентной заявки (для каждого дилера); ____________________________

* Лауфер. М. Стабильный рост на фоне ряда проблем //Рынок Ценных Бумаг -1995. №10 - с. 11

    — налогообложение доходов.

После аукциона Банк России делает официальный отчет по итогам аукциона содержащий

    следующую информацию:
    — реквизиты выпуска;
    — дата и место проведения аукциона;
    — количество организаций, принявших участие в аукционе;

— количество поданных заявок и общий денежный объем заявок; — диапазон цен в поданных заявках;

    — величина минимальной цены продажи облигаций;

— количество удовлетворенных заявок и их процент к общему числу; — количественный объем проданных облигаций и выручка от их реализации; — доходность максимальная и средневзвешанная.

В день проведения аукциона в течении объявленного времени прима заявок дилеры вводят в тоговую систему заявки. *

Заявки могут быть конкурентными и неконкурентными. В неконкурентной заявке должны быть указаны:

    — код дилера и общий код инвесторов;
    — направление сделки;

— количество денежных средств, направляемых на покупку облигаций; __________________________

*В отличие от старой редакции Положения об обслуживании и обращении выпусков ГКО, которая жестко регламентировала временные рамки проведения аукционов (дни и часы), в новой редакции Положения эти сроки не конкретезированы. Тем самым возможен переход к проведению ежедневных торгов и совмещению проведения аукциона и вторичных торгов.

— позиция "депо" и денежная позиция в счет которых подана данная заявка. Требования к составлению конкурентной заявки, подаваемой для участия в аукционе, аналогичны требованиям к конкурентной заявке, подаваемой для участия в торгах на вторичном рынке (см. раздел 3. 3. 4. 3. ).

Основное различие конкурентной и неконкурентной состоит в том, что в неконконкурентной заявке не указывается цена за одну облигацию, а также в указании обьема заявки: в конкурентной заявке указывается количество облигаций (в штуках), в неконконкурентной заявке - количество денежных средств, направляемых на покупку облигаций.

Количество прибретаемых облигаций по неконкурентной заявке расчитывается путем деления суммы денежных средств по данной заявке на сумму платежа по приобретению одной облигации, которая включает в себя средневзвешанную цену и комиссионное вознаграждение.

Дилеры имеют право вводить в торговую систему неограниченное количество заявок (конкурентных и неконконкурентных) на покупку облигаций либо от своего имени и за свой счет - так называемая дилерская заявка, либо от своего имени и по поручению

    инвестора - так называемая заявка инвестора.

Торговая система в момент подачи заявки фиксирует время ее подачи. В течении времени ввода заявок дилер вправе снять любую из введенных им заявок. По итогам приема заявок Центральный банк России составляет сводную ведомость поступивших заявок, которая подписывается представителем Банка России и передается представителю Министерства финансов РФ. Министерство финансов РФ до установленного времени обьявления итогов аукциона определяет минимальную цену продажи облигаций, называемую ещё как цена отсечения, и средневзвешанную цену всех удовлетворенных в ходе аукциона конкурентных заявок (далее средневзвешенную цену) и передает Центральному банку России поручение на удовлетворение заявок.

Средневзвешенная цена расчитывается как сумма произведений числа облигаций на их цену в удовлетворенных конкурентных заявках, деленная на общее числоразмещенных конкурентных облигаций.

Конкурентная заявка удовлетворяется в том случае, если цена, указанная в ней не ниже цены отсечения. При этом конкурентная заявка удовлетворяется по цене, указанной в ней. Неконкурентная заявка удовлетворяется по средневзвешенной цене.

По окончании аукциона торговая система, как и на торгах на вторичном рынке, снимает все неудовлетворенные заявки и расчитывает окончательные позиции всех дилеров.

На основании выполненных расчетов торговая система составляет расчетные документы, которые подписываются ответственными оицами торговой системы, и передает их в соответствующиу расчктные центры ОРЦБ или в депозитарий. После окончания аукциона торговая система составляет и передает каждому дилеру для подписания выписку из реестра заключенных сделок с облигациями, также подписываемую ответственным лицом торговой системы. Выписки из реестра сделок храняться в торговой системе в течение 3 лет. Сводный реестр по всем дилерам ежедневно передается в Центральный банк России.

    3. 5. 1. Проведение вторичных торгов

Обращение облигаций на вторичном рынке осуществляется только в форме совершения сделок купли-продажи через торговую систему.

Перед началом торгов торговая система получает по каждому дилеру из депозитария и расчетной системы данные о суммах денежных средств и количестве облигаций, зарезервированных на “торговых субсчетах”. Затем дилеры подают (вводят в торговую систему) разовые заявки на покупку или продажу облигаций с указанием количества и цены облигации, а также с указанием кода покупателя или продавца. При поступлении заявок в торговую систему сама система сверяет данные, поступившие от депозитария и расчетной системы и параметрами поданной заявки. После сверки, если имеются расхождения в отрицательную сторону, заявка снимается с торгов. Если заявка при заключении сделки может быть удовлетворена лишь частично, то неисполненная ее часть остается в очереди в качестве отдельной заявки. При удовлетворении заявки дилера по результатам совершенной сделки осуществляется перерасчет суммы денежных средств и количества облигаций, служащих обеспечением заявок данного дилера. Заявки удовлетворяются в зависимости от цены и времени подачи. Независимо от времени подачи, заявка, имеющая более выгодную цену удовлетворяется раньше, чем заявка с менее выгодной ценой. При равенстве цен, заявка, поданная раньше, удовлетворяется раньше, чем заявка, поданная позже.

После окончания торгов торговая система определяет чистое сальдо денежных средств, которые должны быть переведены или зачислены на корреспонденский счет каждого дилера в расчетной системе, а также чистое сальдо облигаций, которые должны быть переведены со счета "депо" или зачислены на счет "депо" каждого дилера в депозитарии. Основанием для проведения расчетов депозитарием по счетам "депо" и расчетной системой по корреспонденским счетам являются выписки из реестров сделок, формируемые торговой системой. Вторичные торги проходят ежедневно за исключением дней проведения аукционов, праздничных и выходных дней.

    3. 6. Погашение ГКО

Погашение ГКО осуществляется в день погашения до начала торгов на вторичном рынке или аукциона. Погашение проводится через торговую систему. Каждый дилер до погашения вводит в торговую систему необходимое количество заявок на продажу облигаций. В каждой заявке указывается информация, аналогичная указываемой в конкурентной заявке, за исключением направления указывается продажа, и цена за одну облигацию - указывается номинальная стоимость.

После того, как выставлены заявки на продажу всего объёма облигаций, подлежащего погашению, Центральный банк России выставляет в торговой системе заявку на покупку по номиналу всего объёма облигаций по номиналу, в которой в качестве позиции "депо" указывается позиция, соответствующая торговому счету к разделу ”Z” счета "депо" эмитента в депозитарии.

    3. 7. Функции Центрального банка России на рынке ГКО
    Банк России на рынке ГКО выполняет следующие функции:

1) агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию выпусков Облигаций;

    2) Дилера;
    3) контролирующего органа.

1. Выполняя функции агента Министерства Финансов Российской Федерации по обслуживанию выпусков, Банк России:

—устанавливает тpебования к Тоpговой системе, Расчетной системе, Депозитарию и субдепозитариям, заключает договоpы с оpганизациями на выполнение функций соответствующих систем;

—устанавливает тpебования к Дилеpам, а также кpитеpии отбоpа Дилеpов и их количественный состав, заключает договоры с организациями на выполнение функций Дилеров;

—устанавливает пpавила пpоведения и пpоводит аукцион по продаже ГКО на первичном рынке;

—хранит глобальные сеpтификаты о каждом выпуске, присваивая каждому выпуску государственный регистрационный номер;

—осуществляет на условиях, согласованных с Министеpством финансов Российской Федеpации, дополнительную пpодажу на вторичном рынке не пpоданных на аукционе ГКО в течение сpока их обpащения;

—осуществляет погашение облигаций по поручению Министерства Финансов Российской Федерации в день погашения.

    2. Выполняя функции Дилера, Банк России:

—обладает пpавами Дилеpа и может делегиpовать эти пpава своим теppитоpиальным упpавлениям;

—осуществляет торговлю облигациями на вторичном рынке путем выставления во время тоpгов заявок на покупку и продажу облигаций;

—осуществляет сбор заявок Инвесторов на покупку или продажу ГКО на первичном и вторичном рынках, исполняет эти заявки через Торговую систему. 3. Выполняя функции контролирующего органа, Банк России:

— осуществляет контpоль за размещением и обращением ГКО; —получает информацию о ходе торгов государственными краткосрочными облигациями, имеющуюся в Тоpговой системе, об остатках на счетах “депо” Дилеров в Депозитарии, о движении средств по счетам в Торговой системе. —получает информацию о состоянии счетов “депо” в субдепозитарии каждого Дилера; —пpиостанавливает опеpации любого Дилеpа при обнаpужении в опеpациях данного Дилера наpушения действующего законодательства или “Положение об обслуживании и обращении выпусков госудаpственных кpаткосpочных бескупонных облигаций”; —не может использовать при осуществлении Банком России собственных операций с ГКО информацию, полученную в ходе контроля за размещением и обращением облигаций, а также пеpедавать ее тpетьим лицам.

Кроме этого, Банк России может осуществлять на условиях, согласованных с Министерством финансов РФ, дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций в течении срока их обращения. Банк России может приобретать облигации от своего имени и за свой счет на первичном аукционе у Министерства финансов РФ. Это происходит в двух случаях: а) при предоставлении Министерству финансов РФ прямого краткосрочного кредита в виде покупки облигаций;

б) при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения облигаций.

В обоих случаях ГКО приобретаются по средневзвешанной цене аукциона и в пределах лимита, определенного законодательными органами для кредитования федерального бюджета.

    4. Облигации федеральных займов (ОФЗ)

К середине 1995 г. Наметившаяся тенденция экономической стабилизации подготовила рынок ценных бумаг к принятию нового долгового инструмента со сроком обращения более одного года - облигаций федерального займа (далее ОФЗ). Подготовка “к запуску” ОФЗ осуществлена достаточно быстро, поскольку была основана на технологии рынка ГКО, успешно функционировавшего к тому времени уже более двух лет.

Не испытывая практических сложностей по привлечению денежных средств для покрытия бюджетного дефицита, перед Министерством финансов РФ остро встал вопрос о минимизации стоимости обслуживания государственного долга при выпуске государственных ценных бумаг и оптимизации (в данном случае увеличения) среднего срока государственных заимствований. 3-х месячные выпуски ГКО, размещаемые по рыночным ценам, позволяли получать средства, достаточные для погашения ранних выпусков ГКО и для направления в бюджет, но с другой стороны, значительо сокращали средний срок задолженности, создавая угрозу стабильности финансовому рынку в будущем.

В этих условиях принятие эмитентом решения о выпуске ОФЗ признается целесообразным и своевременным, поскольку позволяет Министерству финансов РФ продолжить безуспешно начатую осенью 1994 г. политику по реструктуризации внутреннего государственного долга с целью удлиннения сроков государственной задолженности.

ОФЗ, по сравнению с обращающимися дисконтными ГКО, и твердопроцентными купонными валютными облигациями, чвляются более сложным инструментом финансового рынка. Быстрая отработка технологии их выпуска, обращения и обслуживания позволила Министерству финансов РФ уже к концу сентября 1995 г. расширить инструментарий финансового рынка путем выпуска схожей с ОФЗ ценной бумаги - облигаций сберегательного займа.

Облигации федерального займа делятся на : ОФЗ-ПК - облигации федерального займа с переменным купоном, и ОФЗ-ПД - облигации федерального займа с постоянным доходом.

ОФЗ-ПК выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения ОФЗ-ПК, утвержденными Правительством РФ постановлением от 15 мая 1995 г. № 458.

ОФЗ-ПД выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения ОФЗ-ПД, утвержденными Правительством РФ постановлением от 28 июня 1996 г. № 519.

ОФЗ являются государственными ценными бумагами. от имени Российской Федерации ОФЗ выпускает Министерство финансов РФ, которое в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, определяет общий объём их эмиссии. Эмиссия ОФЗ осуществляется в форме отдельных выпусков на основании условий, разрабатываемых в соответствии с Генеральными условиями и утверждаемых Министерством финансов РФ по согласованию с Центральным банк России. Каждый отдельный выпуск может отличаться периодичностью, объёмом и сроком обращения, типом облигаций (именные или на предьявителя), порядком и формой выплаты доходов и погашения, порядком признания выпуска состоявшимся, ограничениями на потенциальных владельцев, номинальной стоимостью облигации, размером, периодичностью и порядком выплаты процентов по облигациям. Указанные условия фиксируются в Глобальном сертификате и объявляются не позднее 7 дней до начала размещения облигаций. В рамках одного выпуска все облигации равны по объёму предоставляемых прав.

Каждый выпуск ОФЗ имеет государственный регистрационный код, который имеет такую же структуру, как и государственный регистрационный код ГКО, за исключением второго разряда (x2), указывающего на тип ценной бумаги, который по ОФЗ-ПК соответствует числовому значению “4”. Например первый выпуск ОФЗ имеет регистрационный код 24001RMFS, а по ОФЗ-ПД второй разряд (x2) соответствует числовому значению “6”, т. е. первый выпуск ОФЗ-ПД будет иметь регистрационный код 26001RMFS.

ОФЗ-ПК являются (согласно Генеральным условиям выпуска) являются среднесрочными государственными ценными бумагами.

Для ОФЗ-ПД срок обращения не предусмотрен, т. е. они могут быть как краткосрочными, так и средне- и долгосрочными государственными ценными бумагами. Ставка купона по ОФЗ-ПД - постоянна в течении всего срока их обращения. ОФЗПД выпущенные в соответствии с Указом Президента РФ “О мерах по предварительной компенсации отдельных вкладов граждан РФ” 16 мая 1996 г. имели ставку купонного дохода 20 % годовых, и срок обращения 3 года. ОФЗ-ПД, выпущенные в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1997 г. ” имели ставку купонного дохода 10 % годовых.

ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме. Каждый выпуск ОФЗ оформляется Глобальным сертификатом в двух экземплярах и храниться в депозитарии в Министерстве финансов РФ.

Рассмотрим параметры ОФЗ-ПК, выпущенных в обращение в соответствии с Условиями выпуска облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденными Министерством финансов РФ 13 июня 1995г.

Облигации имеют номинальную стоимость 1 млн. руб. и являются именными купонными среднесрочными ценными бумагами. Владелец облигации как долговой ценной бумаги имеет право на получение суммы основного долга, соответствующего номинальной стоимости облигации, а также право на получение купонного дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации.

Наличие купонного доходапо ОФЗ является одним из основных отличий от ГКО. ГКО является дисконтной ценной бумагой: доход ее владельца в виде дисконта расчитывается как разность между ценой покупки, которая всегда ниже номинальной стоимости, и ценой погашения, соответствующей номинальной стоимости, и выплачивается только при погашении.

Ставка купонного процента по ОФЗ-ПК определяется отдельно для каждого купонного периода и обьявляется по первому купону - не позднее, чем за 7 дней до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний - не позднее, чем за 7 дней до начала выплаты дохода по предидущему купону. Купонный период, или иначе период выплаты купонного дохода, равный в среднем одному кварталу, исчисляется следующим образом: первый купонный период - со дня, следующего за датой выпуска облигации, до даты выплаты купонного дохода; последующие купонные периоды - со дня, следующего за днем выплаты предшествующего купонного дохода, до дня дня выплаты соответствующего купонного дохода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8