скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Рынок ценных бумаг в РФ и в Кирове в частности - (курсовая) скачать рефераты

p>Существенные положительные сдвиги произошли в развитии законодательной базы рынка ценных бумаг. Приняты законы от 26 декабря 1996 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 22 апреля 1996 года N39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" , соответствующие разделы включены в Гражданский кодекс Российской Федерации , а также в проект Налогового кодекса ( в части дивидендов и процентов ). Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996г. N1008 Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации . Вместе с тем , несмотря на позитивные сдвиги в развитии рынка ценных бумаг , значительные эмиссии акций промышленных предприятий по отдельным акционерным обществам , вторичная их эмиссия и объемы капитальных вложений , финансируемых за счет нее , пока в целом недостаточны. Отсутствие интереса к вложению средств в корпоративные ценные бумаги обусловлено сохраняющейся до недавнего времени высокой стоимостью государственных заимствований (ГКО, ОФЗ) при низком уровне доходности и ликвидности акций. В результате , несмотря на значительный рост предложений и выход на рынок акций ряда наиболее интересных российских предприятий , приток денежных средств на российский фондовый рынок резко сократился .

Из-за низкого доверия к корпоративным бумагам не удалось привлечь и временно свободные средства населения , к моменту проведения специализированных денежных аукционов у населения появился альтернативный инструмент для их вложения облигации государственного сберегательного займа [9].

    Работа рынка ценных бумаг в США

В настоящее время в развитых западных странах различают две модели фондовых рынков : американскую и европейскую .

Более эффективной и глубоко продуманной считается американская модель , к созданию которой стремится большинство стран , еще только формирующих свои фондовые рынки . Американская модель отличается от европейской прежде всего глубоким вмешательством государства в регулирование рынком ценных бумаг [20]. Начало государственного регулирования рынка ценных бумаг в США относится к периоду “Великой депрессии” 1929-1933 гг. , и вот уже больше 60 лет является предметом пристального внимания правительственной администрации . Федеральное законодательство о ценных бумагах представляет собой шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и 1940 годами и систематически дополнявшихся в последующие годы . Это закон о ценных бумагах (1933г. ) ; Закон о ценных бумагах и биржах (1934г. ) ; Закон о холдинговых компаниях по коммунальному обслуживанию (1935г. ) ; Закон о контрактах между держателями акций и компаниями-эмитентами (1939г. ) ; Закон об инвестиционных компаниях (1940г. ) ; Закон о предоставлении консультаций по инвестированию (1940г. ) . В 1970 году к ним прибавили еще ряд законов , в том числе Закон о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг .

Основная цель Акта о ценных бумагах 1933 года состояла в обеспечении всех участников фондового рынка полной и достоверной информацией позволяющей обоснованно принимать инвестиционные решения. Для этого требовалось , чтобы любая ценная бумага до ее выпуска на рынок проходила государственную регистрацию. Первоначально регистрация поручалась Федеральной комиссии по торговле , а с 1934 г. - Комиссии по ценным бумагам и биржам . Закон об обязательной регистрации действует и в настоящее время .

В США существует типовая форма регистрационного документа . В нем содержатся сведения об эмитенте : его имя , название фирмы , вид бизнеса , информация о его имуществе и условиях выпуска ценных бумаг . Обязательно представляется финансовая отчетность : баланс эмитента , составленный не ранее , чем за три месяца до предполагаемого выпуска ценных бумаг , и такого же рода сводный отчет за истекшее пятилетие . Проверкой правдивости этой информации занимаются специальные аудиторы . Они контролируют составление регистрационных документов , проводят сравнительный анализ результатов деятельности различных фирм как за текущий , так и за предыдущие годы .

Закон 1933 года предусматривает ответственность за дачу ложных сведений , виновные подвергаются либо административному расследованию , либо судебному разбирательству . Вместе с тем каждый эмитент ценных бумаг имеет право обжаловать решение регистрационного органа и обратиться в Апелляционный суд США .

Принятие в США в 1934г. “Закона о ценных бумагах и биржах” сопровождалось созданием при Конгрессе “Комиссии по ценным бумагам и биржам”(КЦББ) . Она несет основную ответственность за применение и соблюдение федеральных законов о ценных бумагах .

Среди перечисленных выше федеральных законов о ценных бумагах особое место занимает Закон 1970 года о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг . На основе этого закона создана “Корпорация по защите инвесторов” . Она может контролировать ликвидацию акционерных компании, испытывающих финансовые трудности , и обеспечивать выплаты по претензиям владельцев ценных бумаг этих фирм . Поставлены под защиту закона интересы брокеров , дилеров и других лиц , обслуживающих фондовые биржи . Вместе с тем , законом было установлено , что и брокеры , и дилеры , и другого рода агенты рынка несут ответственность за “скалпинг” , т. е. за неразрешенную спекуляцию и другие схожие с ней недобросовестные действия . В США имеют место и другие виды регулирования рынка ценных бумаг . Их арсенал пополняется и находится под постоянным наблюдением со стороны государства .

Главное внимание в законодательстве о ценных бумагах уделяется рынкам обычных акций . В настоящее время в США существует два вида рынков акций - фондовые биржи и “биржи без посредников” . Фондовые биржи имеют специальные помещения и операционные залы , действуют на основе жестких правил , определяющих количество и квалификацию членов биржи , выполняемые ими функции , а до 1975 года и размер комиссии , взимаемый по всем видам сделок . “Биржи без посредников” традиционно не имеют ни структуры , ни своих помещений . Это рынок , на котором любая фирма может участвовать в сделках с ценными бумагами . Фондовые биржи различаются по размерам проводимых операций . Наряду с фондовыми биржами национальных масштабов , такими как Нью-Йоркская ( в других странах Токийская , Лондонская , Торонтская , Франкфуртская и др. ) , существует много менее крупных бирж . Это биржи региональные , осуществляющие операции с акциями мелких и средних компаний . В США среди региональных бирж особенно выделяются Средне-Западная , Филадельфийская , Тихоокеанская , Бостонская и другие . Операциями с ценными бумагами занимается ряд товарных бирж , например , Чикагская .

В последние двадцать лет происходит заметное стирание различий между биржами и другими рынками ценных бумаг . Этому способствуют системы котировки ценных бумаг , использующие современные технологии телекоммуникаций и глобальные информационные сети . Выступая в качестве альтернативы крупным фондовым биржам , региональные и электронные фондовые биржи выполняют специфические функции : создают рынки акций местного значения , формируют более дешевый , конкурентоспособный рынок ценных бумаг , позволяют избегать жесткого регулирования , в чем заинтересована значительная часть эмитентов и т. д. ( это не исключает того , что и на этих рынках существуют строгие правила торговли ) [4] .

В последние годы в России также появилась возможность заключать сделки на рынке ценных бумаг через телекоммуникационную сеть , но это доступно только крупным фирмам , работающим на рынке , в большинстве своем - банкам . Поэтому эта сеть не создает конкуренции фондовым биржам и, как следствие , для большого числа мелких и средних инвесторов работа на рынке ценных бумаг обходится в “копеечку” .

Российский рынок ценных бумаг строится преимущественно по американской модели . Так в частности схожи законодательные требования в обоих странах в части обязательной государственной регистрации выпуска ценных бумаг , участников рынка ценных бумаг , и ряд других . Однако было бы неверно говорить о полном соответствии и идентичности двух систем . Различия в правовом регулировании рынка ценных бумаг между нашими странами существуют и порой они довольно значительны . Прежде всего это касается вопроса о том , какие именно отношения попадают под действие законов , регулирующих рынок ценных бумаг, что такое ценные бумаги в России и что также securities США [4].

Согласно Закону 1933 года термин securities содержит только перечисление видов , не выделяя существенных признаков , которые присущи отдельным видам securities , как объекту регулирования закона . Это произошло потому , что к 1933 году все основные виды уже реально существовали в США , и Сенат США , принимая закон , ограничился только их перечислением . По этой причине слишком широкое определение securities вызывает порой серьезные проблемы правоприемной и прежде всего в судебной деятельности .

Судебное толкование понятия “securities” вытекает из анализа цели , которую преследовало государство , принимая Закон 1933 года. Суды исходят из того , что важнее проанализировать смысл закона , его основную идею , не ограничиваясь только буквальным прочтением текста . Цель принятия Закона 1933 года можно охарактеризовать следующим образом : уменьшить для инвесторов риск возможных потерь , защитить права и интересы инвесторов-владельцев securities от недобросовестных эмитентов .

Таким образом , основная задача американских судов - определение круга инвесторов , которые должны пользоваться повышенной правовой защитой Закона 1933 года . В настоящее время определяющим для понимания является тест Ховей , который применяется в тех случаях когда инструмент не может быть однозначно определен и необходимо использовать более широкое определение . В соответствии с тестом Ховей под инвестиционным контрактом (и соответственно под securities) следует понимать договор , на основании которого физическое или юридическое лицо инвестирует (вкладывает) свои деньги в предприятие , руководствуясь при этом целью получения дохода , создаваемого исключительно усилиями либо самого учредителя этого предприятия , либо третьих лиц . Отдельные элементы теста Ховей крайне важны для понимания природы securities . Можно выделить четыре основных элемента теста Ховей :

“Инвестирование денег” . Инвестирование понимается как процесс передачи инвестором денег в собственность (пользование) другого лица (эмитента) с целью получения для себя прибыли (дохода). В соответствии с законодательством в качестве вложения могут выступать не только деньги , но и товары , услуги и результаты творческой деятельности или личного труда . С другой стороны отмечается , что трудовой контракт , согласно которому работник вкладывает свой труд в обмен на получение вознаграждения , включая пенсию сам по себе не является инвестированием и соответственно не является securities . “Предприятие”. Предприятие в данном случае понимается как любое дело в сфере бизнеса , в котором участвуют в той или иной степени несколько человек или организаций . Термин обозначат также то , что вложение средств производилось на основании общих для всех инвесторов условий , и контракт по приобретению securities не является результатом персональной договоренности инвестора и организатора выпуска - эмитента.

“Получение прибыли”. В качестве цели инвестирования подразумевается получение инвестором прибыли (дохода) от объекта вложения средств . Большинство специалистов исходят из того , что в качестве прибыли (дохода) могут быть получены не только деньги , но и иного рода объекты .

“Усилия исключительно самого учредителя предприятия или третьих лиц”. Указанное условие является весьма важным для понимания природу securities и во многом позволяет отделять securities от иного вида инвестиций .

Например, в полном товариществе партнеры также вкладывают средства в совместное предприятие и ожидают получения прибыли . Однако такие правоотношения в судебной практике , как правило , не характеризуются как securities , поскольку получение прибыли зависит прежде всего от самих партнеров . Только в том случае , если кто-либо из партнеров не имеет реальной возможности участвовать в управлении делами товарищества и соответственно влиять на процесс использования вложенных средств и получение прибыли , судебная практика США характеризует такие отношения как securities .

Таким образом securities - это не вид договора , соглашения и тем более это не документы . Securities есть особый режим правового регулирования , установленный государством в отношении определенной , ограниченной группы имущественных отношений, с предоставлением дополнительной правовой защиты одной категории субъектов отношений и возложением дополнительной правовой ответственности на другую категорию субъектов , выделенную на основании наличия повышенного риска , связанного с возможной потерей вложенных в частный бизнес средств . Взаимоотношения между этими двумя категориями субъектов и определяют в конечном итоге сферу регулирования всего законодательства , посвященного securities . Понятия “ценные бумаги” по российскому праву и “securities“ в американском не совпадают между собой . Российское право на основе исторически сложившихся представлений исходит прежде всего из такой характеристики ценных бумаг , как наличие связи между имущественным правом и документом , посредством которого это право фиксируется , в то время как американское право сконцентрировано на инвестиционном характере securities как инструментах , связанных с высокой степенью риска потери средств , потраченных на их приобретение , не придавая значения форме , в которой соответствующее право зафиксировано. В связи с этим следует посмотреть более внимательно на проблему инвестиционной деятельности в России , на создание механизма защиты прав инвесторов вне зависимости от того , какого рода сделки и под каким наименованием лежат в основе передачи средств в собственность (пользование) другого лица с целью получения возможной прибыли . Необходима разработка широкого определения инвестиционных ценных бумаг, которое охватывало бы все возможные виды инструментов (правоотношений) , требующих предварительной государственной регистрации их выпуска . В противном случае недобросовестные эмитенты будут придумывать все новые и новые наименования инструментов с целью завлечь инвесторов , а судебные органы будут анализировать правовую основу этих инструментов вместо того , чтобы не только аннулировать сделки , осуществленные без соответствующей регистрации , но и прекратить деятельность такого рода эмитентов . Разработка такого определения (и соответствующего законодательства) необходима прежде всего для защиты интересов российских инвесторов , для активизации инвестиционной деятельности .

    Виды ценных бумаг и их российская специфика
    Акции

Нормально функционирующий механизм фондового рынка позволяет предприятию собрать средства путем осуществления первичной или вторичной эмиссии акций или облигаций. Первичную эмиссию большинство российских акционерных обществ осуществило в процессе приватизации.

Уставный капитал акционерного общества состоит из акций, являющихся основным инструментом финансирования деятельности предприятия, главным образом на момент его создания. Предприятия преобразованные в акционерные общества открытого типа в процессе приватизации изначально нарушили основной смысл создания акционерных обществ , как механизма привлечения свободного капитала, а не простого распределения собственности. Но в то же время приватизация носила и носит стратегически важный характер перевода российской экономики на основные рыночные принципы , а также создание нового класса - собственника , без которого невозможно нормальное функционирование предприятий в настоящих условиях.

Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества АО, гарантирующий интересы кредиторов. При учреждении вновь организуемого АО , все акции размещаются среди учредителей. Количество и номинал размещенных акций каждой категории определяется уставом АО. Размер уставного капитала для открытых акционерных обществ ( в дальнейшем возможно как открытое, так и закрытое размещение акций ) не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества. Для закрытых акционерных обществ ( возможно только закрытое размещение акций, при продаже акций акционеры имеют преимущественное право покупки акций ) не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Уставом АО может быть определено количество, номинал объявленных акций ( акций, которые АО вправе размещать дополнительно), права по ним, порядок и условия их размещения. Изменения устава АО, затрагивающие положение об объявленных акциях, принимаются общим собранием акционеров.

Акция - ценная бумага, свидетельствующая об участии ее владельца в собственном капитале компании. Покупка акций сопровождается для инвестора приобретением ряда имущественных и иных прав:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8