Принципы деятельности и управления в коммерческих банках - (реферат)
Принципы деятельности и управления в коммерческих банках - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
2ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В 2КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ _ 2ПЛАН 11)Введение 12)Сущность банка 13)Структура управления банком 13. 1)Однолинейная структура управления банком 13. 2)Многолинейная (штабная) структура управления 13. 3)Линейно-штабная структура управления 13. 4)Общие принципы управления банком 14)Принципы деятельности на начальном этапе 14. 1)Регистрация коммерческих банков 15)Немного о кадровой политике в банках 15. 1)О мотивации к труду банковского персонала 15. 2)О подборе банковских кадров 16)Заключение 17)Список использованной литературы _ 2ВВЕДЕНИЕ Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки - это хранилища денег. Вместе с тем данное или подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное наз начение в народном хозяйстве. 3 БАНК 0 это особый экономи ческий институт, аккумулирующий денежные средства (вклады), предоставляющий кредит (займы, ссуды), осу ществляющий денежные расчеты, выпуск денег (эмиссию), ценных бумаг (банкноты, чеки, векселя) и др. , осущест вляющий посредничество во взаимных платежах и расчетов между государствами, предприятиями (фирмами), учрежде ниями и отдельными лицами. Современная кредитно-финан совая система состоит из следующих основных видов бан ка: 1центральные (эмиссионные), коммерческие (депозит
1ные), специального назначения 0 и т. д. 1 Центральные 1(эмиссионные) 0 банки осуществляют руководство всей кре
дитной системой страны, обладают монопольным правом эмиссии банкнот, являются главными проводниками денеж но-кредитной политики государства, временно хранят свободные средства и обязательные резервы коммерческих и других банков, предоставляют им в случае необходи мости кредиты для поддержания их ликвидности. 1 Банки 1коммерческие 0 выполняют широкий операций по кредитова ний юридических и физических лиц. Осуществляют различ ные виды банковского обслуживания частной клиентуры (ведение текущих счетов, предоставление коммерческих, потребительских займов, учет векселей и т. д. ) _Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завер _шенного понимания того места, которое должны занимать _банки в системе управления экономикой. Обществу нужны _обстоятельные, более глубокие представления о сути _банка, необходима его концепция, выяснения его общест _венного назначения. В какой то степени ответ на эти _вопросы дает структура управления банком и некоторые _принципы его работы. Сущность банка настолько многоли _ка что окончательно этот вопрос не будет решен никог _да, однако продвижение в решении этого вопроса необхо _димо. _ 2СУЩНОСТЬ БАНКА. Деятельность банковских учреждений так многообраз на, что их действительная сущность оказывается неопре деленной. В современном обществе банки занимаются са мыми разнообразными видами операций. Они не только ор ганизуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйс твенных программ, ведут статистику, имеют подсобные предприятия. Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации. Нако нец, в представлении о банке как учреждении наши ассо циации оказываются ближе к банку как служебной конто ре, аппарату управления. Именно так довольно часто ха рактеризуется банк. Но более логичной является трактовка банка не как организации или учреждения, а как предприятия. Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хо зяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услу ги, действует на принципах хозрасчета. Мало отличаются и задачи банка как предприятия-он решает вопросы, свя занные с удовлетворением общественных потребностях в своем продукте и услугах, реализацией на основе полу ченной прибыли социальных и экономических интересов как его коллектива, так и интересов собственника иму щества банка. Банк может осуществлять любые виды хо зяйственной деятельности (разумеется, если они не про тиворечат законам страны, вытекают из устава банка) Как и любое другое предприятие, банк должен иметь спе циальное разрешение (лицензию). В месте с тем банк как предприятие имеет свою спе цифику, его деятельность отличается от деятельности других предприятий. Прежде всего, банки в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не про изводства Это обстоятельство дало основание ряду авто ров считать, что банк это торговое предприятие. Ассо циации банковской деятельности с торговлей не случай ны. Банки действительно как бы покупают ресурсы , про дают их , функционируют в сфере перераспределения, со действуют обмену товарами. Банки имеют своих продав цов, хранилища, особый "товарный запас", их деятель ность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако сходство между банком и сферой торговли в ос новном заканчивается. Более того, сходство носит толь ко внешний характер, ибо банки торгуют не товарами, а особым продуктом. Современные банки все чаще занимают ся консультированием, управлением имущества, сдачей в аренду различных объектов, а распространенная сейчас услуга типа "БАНК-КЛИЕНТ"уже похожа на информационные услуги и услуги связи. При торговле товарами имеет место встречное движе ние стоимости: от продавца к покупателю идет товар, от покупателя к продавцу - деньги. При кредите в момент его предоставления происходит одностороннее движение стоимости: ссужаемая стоимость перемещается от креди тора к заемщику, уплата ее эквивалента откладывается; она возвращается к своей исходной юридической точке лишь при наступлении определенного срока. Различие в том, что что при торговой сделке продавец получает эк вивалент своего товара-деньги, при кредите кредитору возвращается не только ссуженная стоимость, но и до бавка к ней в виде ссудного процента. Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк ха рактеризуется как посредническая организация. Основа нием для этого служит особый перелив ресурсов, времен но оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кре дитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Инте ресы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может нахо диться в данном регионе. Разумеется, в современном де нежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным. Консолидирующем звеном здесь выступает банк посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от ин дивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средс тва, банк может удовлетворить потребности самых разно образных заемщиков, предоставить выбор кредита на лю бой вкус-срок, обеспечение, ссудный процент. Постепенно банк, в свою очередь, все более стано вился кредитным центром, что дало возможность его оп ределять как кредитное предприятие. Однако это не дает основания для смешения банка с кредитом. Определение банка как кредитного предприятия хотя и характеризует важнейшую его специфическую черту, тем не менее не вскрывает полной картины его сущности. Можно сказать, что это фрагмент сущности банка, и именно поэтому она является незавершенной. _ Как отмечалось, банки занима _ются не только кредитованием, но и целым рядом других _видов деятельности. По своей природе банки связаны с _денежными и кредитными отношениями. Именно на их базе _и зародилось такое уникальное образование, как банк, _который в целом можно определить как систему особых _предприятий, продуктом которых является кредитное и _эмиссионное дело. Главным в сущности банка, его осно _вой, можно при этом считать организацию денежно-кре _дитного процесса и эмитирование денежных знаков. Тако _ва теория вопроса, которая поможет понять, чем должен _стать банк на практике. _ 2СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ. В банковской практике стран с развитой рыночной экономикой принята трехступенчатая классификация субъ ектов управления в зависимости от объема их распоряди тельных полномочий : 11)Высшее руководство (дирекция) 0, в компетенцию ко торого входит принятие основополагающих решений по по воду целевых установок и экономической политики банка, подбор и расстановка кадров, руководство нижестоящими управленческими подразделениями; 12)Среднее руководство (руководители отделов) 0 в компетенцию которого входит управление отдельными сфе рами банковской деятельности, регулировании процесса работы , руководство подчиненными служащими, подготов ка принятия решений для дирекции ; 13)Низшее руководство (руководители групп ) 0, в ком петенцию которых входит распределение заданий и конт роль за работой отдельных групп. Однако, очень часто, особенно в нашей стране такое распределение если и существует то весьма условно. Но в крупных российских банках такая классификация может воплощаться в реальности, в мелких банках, напротив, высшее руководство может напрямую руководить даже простыми исполнителями. Систему управления коммерческим банком можно расс матривать с двух точек зрения. С одной стороны она представляет собой систему передачи распоряжений от вышестоящих инстанций к нижестоящим. С другой стороны система банковского управления выступает как система разделения полномочий между инстанциями. Она определя ет внутренний конфликтный потенциал банка, связанный с возможными пересечениями сфер компетенции различных субъектов управления. Скорость движения информации и уровень конфликтного потенциала зависят в первую оче редь от того, какая будет избрана структура управле ния. 1Здесь существует три основные альтернативы: одно 1линейная, многолинейная и линейно-штабная структуры. _ 2ОДНОЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ----------------¬ ¦директор банка ¦ L-------T------- ¦ -----------------+--------------¬ ------+-------¬ -------+-----¬ ¦ начальник ¦ ¦ начальник ¦ ¦ отдела ¦ ¦ отдела ¦ L-T---------T-- L-T---------T ---+------¬ -+---------¬ -----+----¬ ---+-------¬ ¦сотрудник¦ ¦сотрудник ¦ ¦сотрудник¦ ¦сотрудник ¦ L---------- L----------- L---------- L---------- 1Преимуществом 0 данной структуры управления является четкое разграничение компетенций и ответственности. 1Недостаток 0 заключается в ее малой гибкости вследствие длительности прохождения информации по цепочке инстан ций. _ В связи с этим однолинейная структура управления _применима только в мелких банках. _ 2МНОГОЛИНЕЙНАЯ (ШТАБНАЯ) СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ -----------------¬ ¦ директор ¦ ¦ банка ¦ L-------T-------- ------------------+---------------¬ -------+--------¬ ¦ ---------+------¬ ¦ заместитель ¦ ¦ ¦ заместитель ¦ ¦ директора ¦ ¦ ¦ директора ¦ L-------T-------- ¦ L--------T------ ¦ ¦ ¦ L----------------+--------------- ¦ --------------------+--------------¬ -------+-----¬ -------+-----¬ ----+-------¬ ¦ начальник ¦ ¦ начальник ¦ ¦начальник ¦ ¦ отдела ¦ ¦ отдела ¦ ¦ отдела ¦ L------------- L------------- L----------- 1Отличительной особенностью 0 штабов в данной структу ре управления является то, что они обладают правом от давать распоряжения напрямую любым нижестоящим инстан циям. В результате каждое нижестоящее подразделение получает распоряжения не от одной, а от многих вышес тоящих инстанций, перед которыми несет ответственность за их выполнение. 1Преимущества 0 многолинейной структуры заключаются в в ее более высокой гибкости по сравнению с однолинейной, в сокращении времени движения информа ции по инстанциям, в использовании выгод специализации управленческого труда. 1 Недостатки 0 вытекают из возмож ного пересечения сфер компетенции штабов, нескоордини рованности их распоряжений, вследствие чего могут воз никать конфликтные ситуации. _ Как и в предыдущем слу _чае, рассматриваемая структура управления пригодна _только для сравнительно небольших банков. _ 2ЛИНЕЙНО-ШТАБНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ 1Линейно-штабная структура 0 представляет собой попыт ку соединить достоинства обеих рассматриваемых струк тур и одновременно преодолеть их недостатки. Она пред полагает создание инстанций двух видов: 1линейных инс
Страницы: 1, 2, 3
|
|