скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Кредитные операции коммерческих банков - (диплом) скачать рефераты

p>Современный кредитный договор, как правило, содержит следующие разделы: I. Общие положения.

    II. Права и обязанности заемщика.
    III. Права и обязанности банка.
    IV. Ответственность сторон.
    V. Порядок разрешения споров.
    VI. Срок действия договора.
    VII. Юридические адреса сторон.

В 1 разделе кредитного договора указываются: наименование договаривающихся сторон; предмет договора —вид кредита, его сумма, срок, процентная ставка; условия обеспечения исполнения обязательств по кредиту (залог, гарантия, поручительство, страхование ответственности непогашения кредита) [9 С приложением к кредитному договору соответственно договора залога, договора поручительства, договора гарантии, договора страхования. ]; порядок выдачи и погашения кредита, а также порядок начисления и уплаты процентов за кредит (за срочный и просроченный) [10 Некоторые банки порядок начисления и уплаты процентов за кредит, а также условия обеспечения обязательств выделяют в отдельные разделы кредитного договора. Права и обязанности заемщика и кредитора (II и III разделы договора) вытекают из действующего законодательства, а также определяются особенностями каждой конкретной кредитной сделки, ситуацией на рынке кредитных ресурсов, кредитоспособностью заемщика. ].

Так, в частности, предприятие-заемщик может предусматривать для себя в кредитном договоре следующие права: - требовать от банка предоставления кредита в объемах и в сроки, предусмотренные договором; - обратиться в банк с необходимыми обоснованиями и расчетами для внесения изменений в условия договора;

- досрочно погасить задолженность по ссуде; расторгнуть договор при несоблюдении банком его условий или по своим экономическим соображениям; - требовать пролонгации срока договора по объективным причинам. Банк вправе:

- производить проверку обеспечения выданного кредита, в том числе на месте (у заемщика), и целевого использования кредита; - прекращать выдачу новых ссуд и предъявлять ко взысканию ранее выданные при нарушении заемщиком условий кредитного договора, а также при выявлении. случаев недостоверности отчетности, запущенности в бухгалтерском учете, неоднократной задержки уплаты процентов за кредит;

- взимать с заемщика при пролонгации кредита соответствующее комиссионное вознаграждение; - пересматривать в одностороннем порядке процентные ставки за пользование кредитом в случае изменения уровня процентной ставки ЦБР, нормы обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБР, уровня инфляции национальной валюты;

- производить начисление и взыскание компенсации за неиспользованный кредит (в случае официального отказа заемщика от кредита или его части в течение срока действия договора).

    Заемщик обязуется:

- использовать выданный кредит на цели, предусмотренные в договоре; - возвратить предоставленный кредит в обусловленный договором срок; - своевременно уплачивать банку проценты за пользование кредитом; - своевременно представлять баланс и другие документы, необходимые банку для осуществления контроля за ссудой; - обеспечить достоверность представляемых в банк данных для получения кредита и последующего контроля за его использованием;

- предоставлять кредитору доступ к первичным отчетным и бухгалтерским документам по его требованию по вопросам, касающимся выданного кредита; - представлять кредитору сведения о всех полученных и планируемых к получению у третьих лиц кредитах;

- заблаговременно информировать банк о предстоящем изменении организационно-правовой формы или другой реорганизации; - при реорганизации или ликвидации незамедлительно погасить задолженность по кредиту с полной оплатой процентов независимо от договорного срока погашения кредита. Обязанности банка по кредитному договору заключаются в следующем: - предоставить кредит заемщику в объемах и в сроки, предусмотренные в договоре; - информировать заемщика о фактах и причинах досрочного взыскания банком кредита; - в срок до __________ числа начислять проценты за предоставленный клиенту-заемщику кредит; - информировать заемщика об изменениях в нормативных документах по вопросам кредитования и расчетов, вносимых по решению ЦБР, органов власти и управления. За нарушение условий кредитного договора в IV разделе предусматривается ответственность сторон, в том числе и имущественная. Так, банк за нарушение заемщиком взятых на себя обязательств может приостанавливать дальнейшую выдачу кредита, предъявлять его кдосрочному взысканию, сокращать сумму предусмотренного к выдаче по договору кредита, увеличивать процентную ставку по нему и т. д. Заемщик может потребовать от банка возмещения убытков, возникших вследствие непредоставления ему совсем или предоставления в неполном объеме предусмотренного по договору кредита (в размере не более пени, уплачиваемой предприятием своим контрагентам по хозяйственным договорам). В то же время сам заемщик в случае неполного использования выделенного ему банком кредита уплачивает последнему неустойку в размере платы банком за привлеченные кредитные ресурсы и недополученной маржи в отчетном периоде. При всем этом необходимо иметь в виду, что неизбежность и неотвратимость наказания за невыполнение взятых на себя по договору обязательств не означают, что субъекты кредитных отношений не имеют права на взаимные всевозможные льготы и поощрения по условиям его выполнения [11 Содержание кредитного договора может быть нескольким иным, если речь идет о конкретном кредите, кредите, выдаваемом при условии формирования потенциальным заемщиком в определенной сумме срочного депозита или на условиях покупки им у банка финансового фьючерса, открытия кредитной линии, предоставления контокоррентного кредита, который должен отразить специфику его оформления и использования. ]. В качестве дополнительных условий к кредитному договору могут выступать, например, требования банка к заемщику: без согласия до погашения кредита по данному договору не давать взаймы; не выступать гарантом по обязательствам третьих лиц, а также индоссантом или поручителем; не продавать и не передавать в любую форму собственности своих активов, а также не передавать их в залог в качестве обеспечения по ссудам других кредиторов; не допускать слияния или консолидации с другими предприятиями. 4. 5. Кредитный мониторинг. Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.

Кредитный архив —это база кредитного мониторинга. Там сосредоточивается вся необходимая документация— финансовые отчеты, переписка, аналитические обзоры кредитоспособности, залоговые документы и т. д. Каждый банк имеет свою систему ведения кредитного досье. Обычно документы сгруппированы в следующие разделы:

— документы по ссуде (копии кредитного соглашения, долговых обязательств, гарантийных писем, свидетельство на право подписи документов);

— финансовая и экономическая информация (балансы, отчеты о прибылях и убытках, аналитические таблицы, отчеты о денежных поступлениях, бизнес-планы, налоговые декларации);

— запросы и отчеты о кредитоспособности (справки кредитных агентств, телефонные запросы, переписка); —материалы по обеспечению ссуды (документы о праве вступления во владение, финансовые свидетельства о залоге, документы о передаче прав по вкладам и ценным бумагам, закладные и т. п. );

—переписка и памятные записки (переписка с клиентом по вопросам кредита, записи телефонных разговоров, справки о состоянии текущего счета клиента). Как уже говорилось, кредитный портфель служит главным источником доходов банка и одновременно— главным источником риска при размещении активов. От структуры и качества портфеля банка в значительной степени зависит устойчивость банка, его репутация, его финансовый успех. Поэтому во всех банках ведется контроль за качеством ссуд, находящихся в портфеле, проводится независимая экспертиза и выявление случаев отклонения от принятых стандартов и целей кредитной политики банка. Кредитные работники и высшие служащие внимательно анализируют состав портфеля с целью выявления чрезмерной концентрации кредитов в определенных отраслях или у отдельных заемщиков, а также проблемных ссуд, требующих вмешательства со стороны банка. Программы контроля над кредитным портфелем зависят от типа банка, его специализации, принятых там методов оценки кредитоспособности. Например, банк, выдавший много ссуд предприятиям в отраслях, переживающих спад производства, может проводить систематическую проверку дел своих заемщиков каждый месяц. Часто применяется дифференцированный подход: наиболее надежные кредиты подвергаются проверке один раз в квартал, тогда как проблемные ссуды требуют постоянного анализа и контроля. Еще один вариант: постоянный контроль за крупными ссудами и периодический — по ссудам ниже определенной величины кредита. Проверка ссуды может состоять в повторном анализе финансовых отчетов, посещении предприятия заемщика, проверке документации, обеспечения и т. д. При контрольной проверке вновь рассматривается вопрос о соответствии данной ссуды целям и установкам кредитной политики банка, анализируется кредитоспособность и финансовое состояние клиента, рентабельность операции и т. д. Многие банки в ходе очередной контрольной проверки присваивают ссудам рейтинг, представляющий итоговую оценку кредита по ряду параметров. Выше уже приводился пример рейтинговой оценки качественных характеристик кредита. В других методиках ссудам присваивается номер (1, 2, 3 и т. д. ), который соответствует одной из категорий— “Наивысшее качество”, “Удовлетворительно”, “Маржинальная ссуда”, “Критическая ссуда”, “Убыточная ссуда, подлежащая списанию” (пример такой классификации - см. Приложение 8).

Классификация ссуд по рейтингу позволяет банку контролировать состав кредитного портфеля. Допустим, что по результатам последней проверки “Критические ссуды” составляют 5 % всего портфеля, тогда как ранее они составляли не более 1, 5%. Необходимо выяснить причины ухудшения портфеля и принять меры к исправлению положения. Если рост критических ссуд связан с заемщиками в определенной отрасли хозяйства или с определенным видом кредита, следует сократить выдачу этих ссуд. На основе проверки может быть дана оценка работы отдельных кредитных инспекторов и подразделений банка. Аудиторская проверкассуд производится специальным отделом, подведомственным контролеру банка. Эта проверка аналогична описанному выше контролю кредитного портфеля, но она, как правило, осуществляется негласно работниками независимых служб, не связанных с кредитными отделами.

Аудиторский контроль имеет целью ответить на следующие вопросы: — каково состояние кредитных архивов банка, проводится ли их обновление; —осуществляет ли руководство и рядовые сотрудники кредитных подразделений регулярное обследование портфеля ссуд;

    — правильно ли определен рейтинг;

—соответствует ли работа кредитного отдела письменному меморандуму о кредитной политике;

    — каково общее качество банковского портфеля;

—достаточны ли резервные фонды банка для покрытия убытков по безнадежным ссудам.

Результаты аудиторской проверки отражаются в специальном отчете, который представляется совету директоров, соответствующим комитетам банка, руководителям подразделений банка и старшим кредитным инспекторам. В отчете должна быть сделана оценка качества всего кредитного портфеля на момент проверки и дана характеристика эффективности работы руководства и персонала кредитных отделов. Кроме того, аудиторы дают свои рекомендации по улучшению работы и изменению сложившихся методов и форм кредитования в банке. Таким образом, лишь совокупное применение элементов механизма кредитования дает уверенность в формировании качественного и соответствующей заданной доходности кредитного портфеля банка, а также обеспечение надежных путей возврата суммы основного долга и получение прибыли кредитным учреждением от основного вида банковских операций в современной российской финансовой практики. Заключение

В настоящее время российские банки отказались от действовавшей практики кредитования под совокупный обьект, равно как и от применявшихся ранее методик кредитования по остатку и по обороту. Хотя в перспективе и эти методы кредитования, безусловно, могут применяться, однако лишь как частный случай, используемый в отдельных ситуациях только тогда, когда банк будет видеть в этом необходимость. В большинстве случаев банки в современной ситуации ориентируются на использование метода предоставления кредитных ресурсов, основанного на экономических факторах и позволяющего сочетать прежде всего интересы банков как коммерческих образований, а во вторую очередь, интересы их клиентов и народного хозяйства в целом.

В перспективе характерными особенностями организации системы коммерческого кредитования банков будут являться :

1. Ориентация на экономические (качественные), а не технические (количественные) критерии при решении вопроса о предоставлении ссуд, а в конечном итоге - на потребности социально-экономического развития общества, что все в большей степени будет являться единым критерием для всех банковских учреждений страны.

На практике это будет означать, что кредитуются затраты предприятий по производству и реализации только той продукции, в которой действительно ощущается потребность общества, а ее качественные характеристики отвечают перспективным требованиям, действующим мировым стандартам. При этом важно, чтобы возможные трудности ее реализации были обусловлены не недостаточно высоким качеством, а временным отсутствием денежных средств у потребителя. Аналогично, если речь идет о долгосрочном кредитовании, то кредитуется только та инвестиционная деятельность, которая в наибольшей степени отвечает потребностям общественного прогресса и в обозримом будущем может принести ощутимый эффект с точки зрения удовлетворения потребностей общества и его отдельных членов.

Характерным примером эффективности подобной ориентации (в первую очередь на удовлетворение потребностей общества) служит послевоенный опыт Японии и ФРГ, где крупнейшие промышленные компании и банки, определяя основные направления своей деятельности, во главу угла ставили не чисто коммерческие характеристики, а общественную значимость того или иного вида деятельности, тем не менее увязывая удовлетворение этих общественных потребностей с выгодой для себя. В качестве индикатора общественных потребностей в том или ином виде продукции служит спрос на нее как со стороны населения, так и со стороны предприятий и организаций. Количественное выражение данных характеристики находят в количестве заявок на производство отдельных видов товаров и услуг со стороны юридических лиц, заключенных хозяйственных договоров и т. д. Немаловажной характеристикой размеров спроса в условиях рынка служит динамика цен: их стремительный рост при прочих равных условиях свидетельствует об увеличении спроса, падение - о его сокращении. Аналогично в роли индикатора изменившихся потребностей (при прочих равных условиях) может выступать курс акций той или иной компании, чутко реагирующий на изменение потребностей общества в производимых ею товарах и услугах и отражающий в определенной степени уровень прибыльности компаний.

Только при ориентации на спрос, на потребности конечного потребителя при кредитовании тех видов хозяйственной деятельности, которые связаны с производством продукции, пользующейся спросом, кредитование соответствует интересам общества, а не отдельных предприятий. И только при этом будут сочетаться интересы хозяйства в целом и банков как самостоятельных хозрасчетных предприятий в условиях коммерческого банковского дела, что будет служить гарантией возврата предоставленных средств, обеспечивать будущую платежеспособность клиента и получение устойчивой банковской прибыли. 2. В результате межрегиональной конкуренции и дерегулирования финансовые услуги и продукты становятся однотипными во всей стране. И как следствие этого, значительно возросла конкуренция как между банками и другими кредитными институтами, так и банков друг с другом. Усиление конкуренции приводит к сокращению прибыли банков. Чтобы укрепиться на традиционных рынках и завоевать новые, банки вынуждены постоянно либерализировать свою кредитную политику, что отражается в увеличении рисков, которые они должны брать на себя. Возрастание совокупных кредитных рисков со своей стороны также оказывать негативное влияние на размер банковской прибыли. Для преодоления неуверенности и сокращения рисков банки все активнее будут прибегать к разработкам как долгосрочных, так средне и краткосрочных маркетинговых стратегий, концентрируя свое внимание на контроле над издержками банка, сокращении накладных расходов, зарплаты, ускорении внедрения новых технологий для автоматизации банковский сделок. 3. С появлением в стране банковских учреждений негосударственного типа коммерческих банков, организованных в форме паевых товариществ и акционерных обществ, функционирующих на коммерческих принципах, положено начало иной модели организации кредитного дела, отличительная черта которой - организация кредитного дела в рамках и на базе привлеченных банками в форме депозитов ресурсов. Тем самым в принципе исключается возможность неограниченного предоставления кредитов, как это практиковалось государственными специализированными банками, в том числе и на безвозмездной основе, для покрытия финансовых прорывов и бесхозяйственности. Организация кредитного дела на коммерческий началах привела к разработке иных подходов к методике и критериям кредитования, пересмотру традиционных установок.

    Приложение № 1
    КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
    Парабанковская
    система
    Банковская
    система
    Неэмиссионные
    банки
    Центральный
    банк
    Специализированные
    кредитно-финансовые
    организации
    Почтово- сберегательные
    системы
    Специализированные
    Коммерческие
    - лизинговые фирмы
    - факторинговые фирмы
    - ломбарды
    - кредитные товарищества
    - инвестиционные компании
    - финансовые компании
    - расчетные (клиринговые) центры
    - пенсионные фонды
    - страховые общества
    и т. д.
    - инновационные
    - инвестиционные
    - ссудосберегательные
    - ипотечные
    Приложение № 2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10