скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Биржевая деятельность скачать рефераты

Биржевая деятельность

Дата добавления: март 2006г.

    Технический Колледж
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по предмету “Экономика и управление предприятием”
    на тему “Биржевая деятельность”
    выполнил проверил
    студент группы ТП-14 преподаватель
    Черепов В. Е. Горбунова О. И.
    г. Набережные Челны
    2002 г.
    Оглавление.
    Теоретическая часть
    История биржи ……………………………………………………………….... 1
    Биржа как элемент рынка ……………………………………………………... 4
    Роль биржи в развитии рыночной экономики ………………………………. 6
    Классификация товарных бирж ……………………………………………… 7
    Выводы ………………………………………………………………………… 10
    Практическая часть
    Исходные данные ………………………………. ………………………... 11
    Расчёты …………………………………………. ……………………….... 11
    Расчёт по производственному плану ……………………………………… 11
    Расчёт фонда оплаты труда ………………………………………...……… 13
    Расчёт в потребности материалов …………………………………………. 18
    Планирование себестоимости продукции ………………. ………………… 19
    Определение минимальной приемлемой цены …………. …………………. 22
    I. Теоретическая часть
    БИРЖЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    1. История биржи

Современные биржи и принципы, лежащие в основе биржевой торговли товарами, имеют многовековую историю становления и развития.

Древняя Греция и Древний Рим уже имели опыт формализованной торговли с центральным рыночным заведением, с общими товарообменными операциями, с денежной системой, с практикой заключения контрактов на поставку товаров в договорные сроки. В период расцвета Римской империи торговые центры под названием foravendalia (рынки продажи) являлись центрами реализации товаров, которые римляне привозили из отдаленных уголков империи. В Японии прообраз биржевой торговли существовал еще в I веке н. э. Но это были экономические институты, выработанные народами других цивилизации. Тем не менее, многие принципы торговли современных бирж и их аналогов в других культурах похожи. Современные же биржи непосредственно связаны с жизнью и творчеством народов западноевропейских, и анализируя формы биржевой торговли, можно увидеть особенности психического, социального и экономического строя западноевропейской культуры.

Западноевропейский “суперэтнос”( этническая система, состоящая из нескольких этносов-народов, возникших одновременно в одном регионе, проявляющаяся в истории как мозаичная целостность ) заявил о своем рождении во времена Карла Великого и его империи, т. е. в начале IX века. А уже к XI веку народы Западной Европы достигают своей зрелости. Именно к концу XI и началу XII столетия можно отнести появление средневековых ярмарок Англии и Франции. К середине XII века эти ярмарки уже весьма крупные, многообразные. По мере развития специализации некоторые ярмарки стали сосредоточием торговли между английскими, фламандскими, испанскими, французскими и итальянскими купцами. В XIII столетии наиболее распространенными и обычными были сделки с расчетом наличными на месте и немедленной поставкой товара; однако уже в это время начали практиковать заключение контрактов на более позднюю поставку товаров в оговоренные сроки со стандартами качества, устанавливаемым по образцам.

Этимологически понятие "биржа" происходит от греческого bipga (сумка, кошелек), немецкого borse и голландского bturs по месту ее первого появления в XV веке в г. Брюгге (Нидерланды). Дело в том, что в этом городе на площади возле дома знатного менялы и маклера Van der Burse , на котором был герб из трех кошельков, собирались купцы из разных стран для обмена торговой информацией, покупки иностранных векселей и других торговых операций без предъявления конкретного предмета купли-продажи. Но буквально в считанные годы эта биржа, давшая название новому типу экономических отношений, уступила первенство возникшей в 1460 году Антверпенской бирже, которая благодаря географическому положению города и его торговым связям приобрела уже мировое значение. В XV-XVI вв. биржи возникали в местах появления мануфактур в Италии и Голландии как проявление необходимости в развитии внешней торговли при операциях с крупными партиями товаров. По образу Антверпенской биржи были созданы Лионская (1545), Лондонская Королевская (1566) и другие биржи, которые были в основном товарными и вексельными. В 1602 году была организована Амстердамская биржа, игравшая в XVII в. главную роль в мировой торговле, на ней впервые предметом биржевых сделок стали акции только что возникших первых акционерных компаний. В США товарные рынки существуют уже с 1752 г. ; на них шла торговля товарами отечественного производства, продуктами домашнего изготовления, текстильными изделиями, шкурами и кожами, металлами и лесоматериалами.

Первоначально возникла биржа реального товара, то есть форма оптовой торговли, адекватная до-мануфактурному и мануфактурному производству. Ее отличительными чертами, которые присущи и современным биржам, являлись регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту и подчиненность заранее установленным правилам. Наиболее характерным типом биржевых операций являлись сделки с наличным товаром. На этом этапе биржевая торговля лишь устанавливала связь между купцом и производителем или потребителем. Учреждение бирж шло крайне медленно и ограничивалось преимущественно ведущими для международной торговли портами. Промышленная революция вызвала громадное расширение спроса на сырье и продовольствие, привела к увеличению объема и номенклатуры торговли, усилила требования к однородности качества товара и регулярности поставок. Необходимость удовлетворения этих требований машинного производства обусловило трансформацию биржи первоначального типа, приспособление ее к новым условиям. В частности, наряду с предоставлением рыночного места, организацией биржевого торга и фиксацией торговых обычаев, к числу основных функций биржи стали относиться установление стандартов на товар, разработка типовых контрактов, котировка цен, урегулирование споров (арбитраж) и информационная деятельность. Биржи постепенно превратились в центры международной торговли. Быстрые темпы роста торгового оборота, возникновение мирового рынка затруднили ведение торговли на основе наличных партий товара. Массовое производство требует уверенности не только в поставках сырья, цены которого подвержены значительным колебаниям, но и в получении прибыли на капитал, в том числе уже затраченный на выпуск продукции, находящийся в стадии реализации в товарной форме. Резкие колебания цен, заметно повышая риски, ограничивают уверенность в получении прибыли. В результате ведущую роль в биржевых операциях приобрели сделки на срок с реальным товаром, гарантировавшие предпринимателям поставку товара требуемого качества в нужный срок по ценам, обеспечивавшим возможность получения прибыли. Следующим этапом в развитии биржевой торговли явилось возникновение фьючерсной (оптовой заочной, безналичной) торговли. История современной фьючерсной торговли началась на Среднем Западе США в начале 1800-х годов. Она тесно связана с развитием коммерческой деятельности в Чикаго и торговлей зерном на Среднем Западе.

Хаос в сфере спроса и предложения, проблемы перевозок и хранения заставили фермеров и торговцев заключать контракты с последующей поставкой товаров. Заблаговременные, предварительные контракты на поставку кукурузы впервые были заключены купцами-речниками, которые получали зерно от фермеров поздней осенью и в начале зимы, но должны были хранить его до тех пор, пока кукуруза достаточно высохнет для погрузки на судно, а река освободится ото льда. Чтобы уменьшить риск от падения цен во время зимнего хранения, эти торговцы отправлялись в Чикаго и там заключали контракты с переработчиками на поставку им зерна весной. Таким образом, они гарантировали себе покупателей и цены на зерно. 13 марта 1851 г. был заключен контракт на 3 тыс. бушелей (около 75 т) кукурузы с поставкой в июне - первый в своем роде.

К концу XIX столетия фьючерсная торговля набрала обороты так, что появилась необходимость формализации торговой практики, стандартизации контрактов, установления правил поведения и расчетов, порядка разрешения споров, процедуры улаживания разногласий. А в начале ХХ века с образованием новых товарных бирж фьючерсная торговля стала разрастаться все более и более.

Сравнительно с Западом русский этнос моложе лет на 300-400, и все процессы развития народа и всех форм проявления жизни народной у нас запаздывают на те же самые сроки.

Первая биржа в России была учреждена Петром I в 1703 году и открыта в Петербурге. В отстроенном специально для нее в 1705 году здании Петр лично установил часы биржевых собраний. Будучи введённой сверху в принудительном порядке и при существовавшей в то время неразвитой экономической системе, биржа бездействовала почти 100 лет. Оживление наступило лишь с 20-х годов XIX века, когда в обращение поступают облигации Государственных займов; с 1827 г. акции.

В последующем Российские биржи возникают в Кременчуге (1834); Москве (1839); Рыбинске (1842); Одессе (1848); Нижнем Новгороде (1848). Быстрый переход к рыночным отношениям после реформы 1861 года дает толчок к появлению бирж во многих городах Российской Империи. Как правило, их появление связано с развитием хлебной торговли. В 90-е и последующие годы биржевое дело получает дальнейший импульс развития в связи с интенсивным строительством железных дорог, элеваторов, появлением коммерческих банков, развитием подтоварного кредита под хлеб.

В начале века до 1913 года появляется еще 50 бирж. В целом к началу войны их общее количество достигло 115.

По сравнению с западными, русские биржи обладали спецификой. Их отличал, во-первых, низкий уровень биржевой техники, что было связано с неразвитостью инфраструктуры. Как следствие, на русских биржах не получили распространения сделки на срок. Но не было жесткой регламентации правил заключения сделок. Во-вторых, в силу того что, русское купечество представляло собой размытую, аморфную массу, биржи брали на себя функцию представительства их интересов. Во многих биржевых уставах прямо указывалось на это. Ни одна западная биржа не выполняла этой функции, ибо представительство интересов купечества в этих странах осуществлялось через торговые палаты, которые были созданы в результате длительной политической и экономической борьбы предпринимателей за свои цели. В-третьих, обыденное отношение к биржам в России всегда было неоднозначным. Часто преобладало мнение, что порядочному человеку там делать нечего. Бурное развитие капитализма в России породило тенденцию "европеизации" русских бирж. Однако этому процессу не суждено было завершиться.

1893: Министерство финансов установило ряд ограничений для операций на бирже без посредничества маклеров. Ревизию книг маклеров проводило Министерство финансов.

1895: введено положение о необходимости получения разрешения Министерства финансов на допуск ценностей к котировке на бирже.

1911: по данным Министерства торговли и промышленности в России насчитывается 87 бирж, большинство из которых товарные биржи, на них доминируют сделки купли-продажи сельхозпродуктов и сырья.

1914, 16 июля: фондовые биржи закрываются. В январе 1917 года снова открываются, а в феврале закрываются опять.

Но биржам суждено было возродиться на недолгий период и в советский период. Это произошло в июле-декабре 1921 г. (первые годы НЭПа). Биржи возникли стихийно по всей стране. Но их эффективность была низкой.

В биржевом обороте находились в основном те же товары, что и до войны, продовольствие и фураж. Текстиль, сырье, металлические и кожевенные изделия, топливо были представлены на биржах не значительно.

В советский период функции биржи заключались в определении спроса и предложения, регламентировании сделок и котировке цен. Как видим, они совпадают с функциями бирж в дореволюционный период. В конце 20-х годов советские биржи были ликвидированы.

Биржи в том виде, котором они появились в России в посткоммунистический период, заняли свою функциональную нишу в экономике и по мере своих возможностей решают задачи, стоящие перед ней. Что будет дальше, покажет время. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что при определенной политической стабильности в стране биржи будут развиваться больше в качественную сторону. Конечно они будут не похожи на биржи развитой рыночной экономики, главное, чтоб они проносили реальную пользу всему народному хозяйству . К тому же не стоит ждать скорых обильных плодов биржевой торговли в России, ибо экономика у нас значительно моложе западной. За ними настоящее, но за нами будущее.

    2. Биржа как элемент рынка

Экономические и политические условия в нашей стране в 1990-1991 гг. привели к весьма своеобразному биржевому процессу и последующему развитию бирж. Биржевая торговля реальным товаром переживает сейчас рыночный коллапс. Вместе с развитием рынка биржи в своем становлении уже прошли ряд этапов: зарождение, быстрый рост, спад, биржевую активность, реорганизацию бирж. И им еще предстоит нелегкая судьба варьирования в рыночных условиях. Накоплен солидный опыт биржевой деятельности, подготовлены биржевые кадры, выработано государственное законодательство, идет развитие теории биржевого дела. Все это позволяет делать вывод, что созданы предпосылки для следующих качественно новых шагов в биржевой сфере. В России биржа является организованным рынком, т. е. представляет собой форму организации торговли товарами по заранее установленным правилам. Для нее характерны регулярность торговли в строго определенном месте, унификация основных требований к качеству товара, условиям и срокам поставки, ведение торговли на основе встречных предложений покупателей и продавцов, заключение сделок с поставкой товара, как со склада, так и в будущем. Товарные биржи организационно оформлены в виде ассоциаций частных лиц, объединенных чаще всего в корпорации, преследующие цель не получения прибыли, а облегчения и удешевления торговли.

Как рынок биржа связывает микро - и макро уровни хозяйства, т. е. свободно хозяйствующих предпринимателей с производством. Биржа сосредоточивает в себе важнейшие рыночные механизмы: конкуренцию, спрос, предложения, ценообразования. Посредством действия механизма ценообразования биржа непрерывно снабжает хозяйствующих агентов информацией об изменениях на рынках, о возникновении новых условий обмена, появлении новых видов товара и т. д.

Биржа является элементом рынка, где самостоятельно хозяйствующие субъекты встречаются, чтобы, с одной стороны, реализовать свою продукцию с целью получения прибыли, а с другой стороны, удовлетворить собственный спрос (рисунок 1). На бирже покупатель и продавец не связаны друг с другом. Процесс купли-продажи осуществляется через посредников (брокеров, дилеров, трейдеров и т. д. ). Цена зависит от спроса и предложения. Если производитель представит на бирже новый вид товара улучшенного качества, он вправе установить повышенную цену. В случае позитивной реакции потребителей производитель получит прибыль выше среднего уровня по отрасли. Это заставит других предпринимателей переналадить производство и выпускать хорошо зарекомендовавший себя товар. При этом предприниматели предложат его по более низкой цене в целях привлечения покупателей. Со временем предложение данного вида продукции удовлетворит спрос, рынок станет насыщенным, а цены стабилизируются на определенном среднем уровне. Если же производителя новейшего вида продукции постигнет на бирже неудача, т. е. его товар не будет пользоваться спросом, цена пойдет вниз и будет падать до тех пор, пока не будет реализована данная товарная партия. Вследствие несбалансированности спроса и предложения покупатели или продавцы реального товара бывают не готовы к совершению акта купли-продажи. Тогда спрос или предложение временно поддерживают посредники, которые через механизм хеджирования снижают риски от последующего понижения или повышения цен и обеспечивают достаточную прибыль.

    Рисунок 1 Отношения субъектов биржевого рынка

Товарная биржа служит местом формирования рыночных цен, коммерческой информации о состоянии рынка, его настроениях и т. д. Биржи оказывают все большее влияние на процесс ценообразования, оставаясь единственным источником ценовой информации. Биржевая информация публикуется, тогда как результаты актов купли-продажи являются коммерческой тайной.

Страницы: 1, 2, 3, 4