Банк России: его функции и взаимоотношения с кpедитными оpганизациями - (реферат)
p>Банк России ведет реестр крупных кредитных рисков. Однако обратной информации для коммерческих банков он не дает, что является большим недостатком при контроле за риском.Каждая выдача крупного кредита должна быть экономически обоснована и осуществляться по решению правления или кредитного комитета банка. Банк в своей деятельности по кредитованию заемщиков не должен ориентироваться на относительно небольшую группу предприятий и организаций, поскольку предоставление ссуд в крупных суммах нескольким заемщикам включает в себя большой риск, который в случае невозврата ссуды не только снизит уровень ликвидности, но может повлечь за собой банкротство банка. Выше рассмотрены крупные риски, когда банк выступает в качестве кредитеpa. Но банк также может являться заемщиком, когда кредитором выступают другие лица. Изъятие их вкладов также может оказать существенное влияние на ликвидность коммерческого банка, поэтому Банк России регламентирует также максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика). Он устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств банка. Ежемесячный расчет экономических нормативов вместе с балансом представляются в территориальные управления Центрального банка России контроля и надзора за деятельностью банка. В случае неоднократных нарушений применяются санкции. Ко всем банкам, допустившим неоднократные нарушения экономических нормативов, Главными yправлениями ЦБ РФ применяются санкции в виде повышения отчислений в фонд обязательных резервов. Банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков с целью своевременного выявления и предотвращения ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и других кредиторов, влияющих отрицательно на стабильность банков. Для выполнения своих функций в области надзора и регулирования ЦБ РФ проводит проверки коммерческих банков и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям. В случае нарушений, представления неполной или недостоверной информации Центральный банк Российской Федерации имеет право требовать от коммерческого банка устранения выявленных недостатков и взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев. При невыполнении в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и других вкладчиков, Центральный банк России имеет право взыскать с коммерческого банка штраф в размере 1% суммы капитала (наиболее часто применяемая санкция). По требованию Банка России коммерческий банк обязан провести мероприятия по повышению своей ликвидности, в том числе изменить структуру активов. В случае неудовлетворительной работы коммерческого банка Центральный банк Российской Федерации имеет право потребовать замены руководителей; осуществления реорганизации банка; утверждения индивидуальных нормативов достаточности капитала и нормативов ликвидности на срок до 6 месяцев; запретить проведение некоторых банковских операций сроком на 1 год; временно запретить открытие филиалов. Когда руководство коммерческого банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к потере управляемости, Центральный банк России может назначать временную администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. В состав временной администрации и ее рабочих групп привлекаются высококвалифицированные работники Банка России. С момента назначения временной администрации полномочия правления банка приостанавливаются и переходят к временной администрации. Задачей временной администрации являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов, вкладчиков и также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка. Если руководителями или акционерами (пайщиками) банка, в который назначена временная администрация, совершаются действия, препятствующие осуществлению ее функций, Банком России может быть принято решение об отзыве лицензии. В такой ситуации временная администрация вправе направить в арбитражный суд заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка. Деятельность временной администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или представлением временной администрацией Банку России обоснованного вывода о невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока деятельности временной администрации либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве. Как крайнюю меру Центральный банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.
Заключение
В этой работе была сделана попытка показать двойственную правовую природу Центрального Банка РФ, поскольку он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность. Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачиѕ управлению кредитной системой. Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков. В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т. е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями. Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций. Таким образом, явственно вырисовывается монопольный характер управления кредитной системой Центральным Банком РФ. Возникает опасность, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но монопольное положение его в банковской сфере при этом не изменяется. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что путь дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы России лежит в направлении разделения функций управления банковской системой РФ между различными институтами.
Список литературы:
“Банковское дело. Справочное пособие”. Под ред. Бабичевой Ю. Н. , Москва, “Экономика”, 1992 г. Илларионов А. Н. “Подводя итоги минувшего года (о политике правительства и ЦБ РФ в 1995 году)”, Бизнес и банки. 1996 г. № 1.
Л. Г. Ефимова. “Банковское право”, Москва, “БЕК”, 1994 г.
Усоскин В. М. “Современный коммерческий банк: управление и операции”, М. , “Вазар-Ферро”, 1994 г. Ю. М. Букато, В. Г. Львов. “Банки и банковские операции в России”, М. , 1996 г. Парамонова Т. В. “Банк России: взгляд в будущее”, “Экономика и Жизнь” №9, 1995 г.
Нормативные документы: Конституция Российской Федерации; Гражданский Кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации “О банках и банковской деятельности”; Федеральный закон “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России); Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”; Инструкция Банка России №1 от 1. 10. 1997г. “О порядке регулирования деятельности банков” (новая редакция Инструкции №1 от 30. 01. 96 “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций”). Официальный сервер Банка России в Интернете ( http: //www. cbr. ru/ ).
Приложения Приложение 5 Сводный консолидированный баланс
Центрального банка Российской Федерации (млн. руб. ) 1996 г.
Первое полугодие на 1. 01. 96 на 1. 02. 96 на 1. 03. 96 на 1. 04. 96 на 1. 05. 96 на 1. 06. 96 АКТИВ Золото 11 616 962 11 613 790 13 442 854 13 441 967 13 438 894 14 320 403 Иностранная валюта 82 805 177 76 842 600 81 526 700 95 775 324 90 746 610 87 333 147 Наличные деньги в кассах 138 647 667 736 695 150 726 299 772 777 785 679 Кредиты Министерству финансов РФ 58 407 062 58 401 223 58 328 875 58 319 663 58 306 298 58 272 690 Операции с ценными бумагами 35 738 904 38 116 869 38 686 100 41 759 447 42 788 516 45 480 613 Кредиты 14 978 138 15 009 224 15 182 825 15 763 678 15 511 940 15 517 195 Межгосударственные расчеты 5 402 208 5 466 286 5 271 085 5 306 333 5 034 994 4 996 506 Прочие активы 16 361 337 24 378 368 26 782 225 29 944 237 33 366 983 40 316 457 БАЛАНС 225 448 435 230 496 096 239 915 814 261 036 948 259 967 012 267 022 690 ПАССИВ Уставный капитал 3 000 3 000 3 000 3 000 3 000 3 000 Резервы и фонды 26 906 474 24 039 288 26 832 469 26 832 469 26 906 474 26 906 474 Валютные счета 11 374 775 11 379 977 11 674 655 18 858 574 11 679 047 11 820 154 на 1. 01. 96 на 1. 02. 96 на 1. 03. 96 на 1. 04. 96 на 1. 05. 96 на 1. 06. 96 Наличные деньги в обращении 83 497 066 79 576 280 84 693 804 90 970 488 97 535 317 97 977 459 Средства коммерческих банков 35 479 341 35 107 908 36 491 043 37 549 235 36 742 725 34 095 240 Средства бюджетов и клиентов 18 345 395 16 655 970 16 820 563 19 456 305 18 045 355 20 205 274 Средства в расчетах 5 971 861 5 434 378 11 693 328 5 246 086 5 176 150 6 926 087 Прочие пассивы 43 870 523 58 299 295 51 706 952 62 120 791 63 878 944 69 089 002 БАЛАНС 225 448 435 230 496 096 239 915 814 261 036 948 259 967 012 267 022 690 Второе полугодие на 1. 07. 96 на 1. 08. 96 на 1. 09. 96 на 1. 10. 96 на 1. 11. 96 на 1. 12. 96 АКТИВ Золото 18 566 796 22 721 943 27 435 234 28 509 914 29 811 534 29 808 040 Иностранная валюта 92 480 146 93 795 561 88 986 288 84 928 424 80 709 545 88 610 178 Наличные деньги в кассах 831 613 882 444 837 989 942 695 905 338 938 852 Кредиты Министерству финансов РФ 58 269 338 58 272 180 58 724 375 58 747 392 58 740 587 58 731 012 Операции с ценными бумагами 47 341 537 51 965 697 53 737 995 52 754 923 60 392 142 58 882 796 Кредиты 15 942 124 15 580 072 15 342 945 9 474 024 9 242 172 10 294 596 Межгосударственные расчеты 4 794 932 4 662 792 4 753 064 4 761 324 4 641 676 4 439 962 Прочие активы 45 061 313 45 690 539 47 027 144 52 679 579 54 497 300 55 275 087 на 1. 07. 96 на 1. 08. 96 на 1. 09. 96 на 1. 10. 96 на 1. 11. 96 на 1. 12. 96 БАЛАНС 283 287 799 293 571 228 296 845 034 292 798 275 298 940 294 306 980 523 ПАССИВ Уставный капитал 3 000 3 000 3 000 3 000 3 000 3 000 Резервы и фонды 26 906 474 26 906 474 26 905 961 25 961 923 25 662 224 25 662 224 Валютные счета 13 347 694 14 390 501 14 792 129 13 486 732 14 038 192 19 626 730 Наличные деньги в обращении 109 140 801 107 961 764 106 256 103 101 956 798 99 644 868 101 146 372 Средства коммерческих банков 36 056 038 39 049 972 38 217 027 40 638 896 39 632 044 41 008 126 Средства бюджетов и клиентов 15 452 468 18 594 858 17 666 781 16 899 750 20 274 732 17 305 170 Средства в расчетах 6 015 620 4 958 508 4 831 300 5 426 818 7 964 874 5 448 288 Прочие пассивы 76 365 704 81 706 151 88 172 733 88 424 358 91 720 360 96 780 613 БАЛАНС 283 287 799 293 571 228 296 845 034 292 798 275 298 940 294 306 980 523 Сводный консолидированный баланс
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|