скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Банк России: его функции и взаимоотношения с кpедитными оpганизациями - (реферат) скачать рефераты

p>Банк России ведет реестр крупных кредитных рисков. Однако обратной информации для коммерческих банков он не дает, что является большим недостатком при контроле за риском.

Каждая выдача крупного кредита должна быть экономически обоснована и осуществляться по решению правления или кредитного комитета банка. Банк в своей деятельности по кредитованию заемщиков не должен ориентироваться на относительно небольшую группу предприятий и организаций, поскольку предоставление ссуд в крупных суммах нескольким заемщикам включает в себя большой риск, который в случае невозврата ссуды не только снизит уровень ликвидности, но может повлечь за собой банкротство банка. Выше рассмотрены крупные риски, когда банк выступает в качестве кредитеpa. Но банк также может являться заемщиком, когда кредитором выступают другие лица. Изъятие их вкладов также может оказать существенное влияние на ликвидность коммерческого банка, поэтому Банк России регламентирует также максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика). Он устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств банка.

Ежемесячный расчет экономических нормативов вместе с балансом представляются в территориальные управления Центрального банка России контроля и надзора за деятельностью банка.

В случае неоднократных нарушений применяются санкции. Ко всем банкам, допустившим неоднократные нарушения экономических нормативов, Главными yправлениями ЦБ РФ применяются санкции в виде повышения отчислений в фонд обязательных резервов.

Банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков с целью своевременного выявления и предотвращения ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и других кредиторов, влияющих отрицательно на стабильность банков. Для выполнения своих функций в области надзора и регулирования ЦБ РФ проводит проверки коммерческих банков и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушений, представления неполной или недостоверной информации Центральный банк Российской Федерации имеет право требовать от коммерческого банка устранения выявленных недостатков и взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

При невыполнении в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и других вкладчиков, Центральный банк России имеет право взыскать с коммерческого банка штраф в размере 1% суммы капитала (наиболее часто применяемая санкция).

По требованию Банка России коммерческий банк обязан провести мероприятия по повышению своей ликвидности, в том числе изменить структуру активов. В случае неудовлетворительной работы коммерческого банка Центральный банк Российской Федерации имеет право потребовать замены руководителей; осуществления реорганизации банка; утверждения индивидуальных нормативов достаточности капитала и нормативов ликвидности на срок до 6 месяцев; запретить проведение некоторых банковских операций сроком на 1 год; временно запретить открытие филиалов.

Когда руководство коммерческого банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к потере управляемости, Центральный банк России может назначать временную администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. В состав временной администрации и ее рабочих групп привлекаются высококвалифицированные работники Банка России. С момента назначения временной администрации полномочия правления банка приостанавливаются и переходят к временной администрации. Задачей временной администрации являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов, вкладчиков и также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка.

Если руководителями или акционерами (пайщиками) банка, в который назначена временная администрация, совершаются действия, препятствующие осуществлению ее функций, Банком России может быть принято решение об отзыве лицензии. В такой ситуации временная администрация вправе направить в арбитражный суд заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка. Деятельность временной администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или представлением временной администрацией Банку России обоснованного вывода о невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока деятельности временной администрации либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.

Как крайнюю меру Центральный банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.

    Заключение

В этой работе была сделана попытка показать двойственную правовую природу Центрального Банка РФ, поскольку он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачиѕ управлению кредитной системой. Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков. В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т. е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями. Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, явственно вырисовывается монопольный характер управления кредитной системой Центральным Банком РФ. Возникает опасность, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но монопольное положение его в банковской сфере при этом не изменяется.

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что путь дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы России лежит в направлении разделения функций управления банковской системой РФ между различными институтами.

    Список литературы:

“Банковское дело. Справочное пособие”. Под ред. Бабичевой Ю. Н. , Москва, “Экономика”, 1992 г.

Илларионов А. Н. “Подводя итоги минувшего года (о политике правительства и ЦБ РФ в 1995 году)”, Бизнес и банки. 1996 г. № 1.

    Л. Г. Ефимова. “Банковское право”, Москва, “БЕК”, 1994 г.

Усоскин В. М. “Современный коммерческий банк: управление и операции”, М. , “Вазар-Ферро”, 1994 г.

Ю. М. Букато, В. Г. Львов. “Банки и банковские операции в России”, М. , 1996 г. Парамонова Т. В. “Банк России: взгляд в будущее”, “Экономика и Жизнь” №9, 1995 г.

    Нормативные документы:
    Конституция Российской Федерации;
    Гражданский Кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации “О банках и банковской деятельности”; Федеральный закон “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России); Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”; Инструкция Банка России №1 от 1. 10. 1997г. “О порядке регулирования деятельности банков” (новая редакция Инструкции №1 от 30. 01. 96 “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций”).

Официальный сервер Банка России в Интернете ( http: //www. cbr. ru/ ).

    Приложения
    Приложение 5
    Сводный консолидированный баланс

Центрального банка Российской Федерации (млн. руб. ) 1996 г.

    Первое полугодие
    на 1. 01. 96
    на 1. 02. 96
    на 1. 03. 96
    на 1. 04. 96
    на 1. 05. 96
    на 1. 06. 96
    АКТИВ
    Золото
    11 616 962
    11 613 790
    13 442 854
    13 441 967
    13 438 894
    14 320 403
    Иностранная валюта
    82 805 177
    76 842 600
    81 526 700
    95 775 324
    90 746 610
    87 333 147
    Наличные деньги в кассах
    138 647
    667 736
    695 150
    726 299
    772 777
    785 679
    Кредиты Министерству финансов РФ
    58 407 062
    58 401 223
    58 328 875
    58 319 663
    58 306 298
    58 272 690
    Операции с ценными бумагами
    35 738 904
    38 116 869
    38 686 100
    41 759 447
    42 788 516
    45 480 613
    Кредиты
    14 978 138
    15 009 224
    15 182 825
    15 763 678
    15 511 940
    15 517 195
    Межгосударственные расчеты
    5 402 208
    5 466 286
    5 271 085
    5 306 333
    5 034 994
    4 996 506
    Прочие активы
    16 361 337
    24 378 368
    26 782 225
    29 944 237
    33 366 983
    40 316 457
    БАЛАНС
    225 448 435
    230 496 096
    239 915 814
    261 036 948
    259 967 012
    267 022 690
    ПАССИВ
    Уставный капитал
    3 000
    3 000
    3 000
    3 000
    3 000
    3 000
    Резервы и фонды
    26 906 474
    24 039 288
    26 832 469
    26 832 469
    26 906 474
    26 906 474
    Валютные счета
    11 374 775
    11 379 977
    11 674 655
    18 858 574
    11 679 047
    11 820 154
    на 1. 01. 96
    на 1. 02. 96
    на 1. 03. 96
    на 1. 04. 96
    на 1. 05. 96
    на 1. 06. 96
    Наличные деньги в обращении
    83 497 066
    79 576 280
    84 693 804
    90 970 488
    97 535 317
    97 977 459
    Средства коммерческих банков
    35 479 341
    35 107 908
    36 491 043
    37 549 235
    36 742 725
    34 095 240
    Средства бюджетов и клиентов
    18 345 395
    16 655 970
    16 820 563
    19 456 305
    18 045 355
    20 205 274
    Средства в расчетах
    5 971 861
    5 434 378
    11 693 328
    5 246 086
    5 176 150
    6 926 087
    Прочие пассивы
    43 870 523
    58 299 295
    51 706 952
    62 120 791
    63 878 944
    69 089 002
    БАЛАНС
    225 448 435
    230 496 096
    239 915 814
    261 036 948
    259 967 012
    267 022 690
    Второе полугодие
    на 1. 07. 96
    на 1. 08. 96
    на 1. 09. 96
    на 1. 10. 96
    на 1. 11. 96
    на 1. 12. 96
    АКТИВ
    Золото
    18 566 796
    22 721 943
    27 435 234
    28 509 914
    29 811 534
    29 808 040
    Иностранная валюта
    92 480 146
    93 795 561
    88 986 288
    84 928 424
    80 709 545
    88 610 178
    Наличные деньги в кассах
    831 613
    882 444
    837 989
    942 695
    905 338
    938 852
    Кредиты Министерству финансов РФ
    58 269 338
    58 272 180
    58 724 375
    58 747 392
    58 740 587
    58 731 012
    Операции с ценными бумагами
    47 341 537
    51 965 697
    53 737 995
    52 754 923
    60 392 142
    58 882 796
    Кредиты
    15 942 124
    15 580 072
    15 342 945
    9 474 024
    9 242 172
    10 294 596
    Межгосударственные расчеты
    4 794 932
    4 662 792
    4 753 064
    4 761 324
    4 641 676
    4 439 962
    Прочие активы
    45 061 313
    45 690 539
    47 027 144
    52 679 579
    54 497 300
    55 275 087
    на 1. 07. 96
    на 1. 08. 96
    на 1. 09. 96
    на 1. 10. 96
    на 1. 11. 96
    на 1. 12. 96
    БАЛАНС
    283 287 799
    293 571 228
    296 845 034
    292 798 275
    298 940 294
    306 980 523
    ПАССИВ
    Уставный капитал
    3 000
    3 000
    3 000
    3 000
    3 000
    3 000
    Резервы и фонды
    26 906 474
    26 906 474
    26 905 961
    25 961 923
    25 662 224
    25 662 224
    Валютные счета
    13 347 694
    14 390 501
    14 792 129
    13 486 732
    14 038 192
    19 626 730
    Наличные деньги в обращении
    109 140 801
    107 961 764
    106 256 103
    101 956 798
    99 644 868
    101 146 372
    Средства коммерческих банков
    36 056 038
    39 049 972
    38 217 027
    40 638 896
    39 632 044
    41 008 126
    Средства бюджетов и клиентов
    15 452 468
    18 594 858
    17 666 781
    16 899 750
    20 274 732
    17 305 170
    Средства в расчетах
    6 015 620
    4 958 508
    4 831 300
    5 426 818
    7 964 874
    5 448 288
    Прочие пассивы
    76 365 704
    81 706 151
    88 172 733
    88 424 358
    91 720 360
    96 780 613
    БАЛАНС
    283 287 799
    293 571 228
    296 845 034
    292 798 275
    298 940 294
    306 980 523
    Сводный консолидированный баланс

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8